Менделеевские новости
  • Рус Тат
  • Из воспоминаний В.Н.Соловьёва – первого директора краеведческого музея (1991-2010) г.Менделеевска

    Вопрос: Когда у вас возникла идея создания краеведческого музея в г.Менделеевск? Рождение в исторической среде Я всегда любил слушать и рассказывать. А ещё - наблюдать и читать. С высоты прожитых лет могу заверить, что основной темой была история. И это неудивительно. Я жил в исторической среде, которая навевала образы, служила...

    Вопрос: Когда у вас возникла идея создания краеведческого музея в г.Менделеевск?

    Рождение в исторической среде

    Я всегда любил слушать и рассказывать. А ещё - наблюдать и читать. С высоты прожитых лет могу заверить, что основной темой была история. И это неудивительно. Я жил в исторической среде, которая навевала образы, служила источником вдохновения, подталкивала к исследованиям.

    Моя семья в 1950-е годы жила в старом здании, где до революции 1917 года располагалась электростанция для усадьбы заводчика Ушкова. Мои родители работали в цехах - памятниках промышленного зодчества, некоторые кирпичные здания завода были высотой с 9-тиэтажный дом.

    Каменный мост с архивольтами (контрфорсами) по улице Гора Революции, где детьми любили играть, воспринимался средневековым объектом. Любая телега на мосту была для нас каретой с героями Дюма, а пешеходы на каменном тротуаре - искусными ремесленниками Ушковских заводов.

    Полноводная и быстрая Кама тоже будоражила воображение, ведь в 1950-60-х годах пароходов, плотов и барж с буксирами ходило по ней очень много. Все они появлялись издалека и уходили в дальние неизведанные края.

    Река знаний пополнялась книжными источниками, радиопередачами, рассказами участников войн и событий. Были ещё живы люди, которые знали Ушковых, помнящие легендарных инженеров и рабочих. Бондюжский завод тех лет занимал видное место на индустриальной карте СССР, был точкой притяжения, сюда приезжали на постоянное место жительства и за опытом. Но долго так продолжаться не могло.

    Ощущение грядущих перемен усиливали взрослые, прошедшие по Европе с Победой и ставшие учителями и руководителями. Любые перемены требуют усилий, работы над собой. Требовалось понять происходящее и реагировать на пермены. Я начал записывать истории и публиковать. И почувствовал, что я не один, у меня есть единомышленники, и это придавало мне силы.

    С другой стороны, люди по-разному относились к историческому наследию. Часто использовали артефакты для утилитарных целей, например, кирпичи с ушковским клеймом использовались в строительстве. Цеха переделывались под новые производства, и что-то терялось.

    Я запомнил на всю жизнь два эпизода. С друзьями нашли пенсне на чердаке дома, и… затоптали его ногами как буржуазный атрибут. Сегодня мне стыдно за поступок, ведь пенсне носили и просто умные люди.

    Другой поступок можно отнести к равнодушию (хотя я себя таковым не считаю). Стоял у арки Якобсона, посмотрел на бронзовые плиты с датами строительства узкоколейки берег Камы - Бондюжский завод (они лежали у подножия опор портала), возгордился деяниями предков и… ушёл. Понадеялся, что совесть у людей есть, они не сдадут в металлолом.

    Я был свидетелем множества подобных эпизодов. В аналогичные ситуации попадали многие мои современники, и выходили они из ситуации с чувством вины перед потомками.

    1960-е годы многое изменили в истории Бондюги - Менделеевска, преобразования в крае затронули и уклад жизни его жителей. Изменилось отношение к историческим ценностям. Серьёзные подвижки в сознании людей связаны, прежде всего, с генеральной реконструкцией и 100-летием основания «дедушки русской химии».

    Процесс вызревания мировоззрения музейщика у меня был трудным и замысловатым. Решиться на занятие музейным делом было не просто, мой отец не считал его мужским. Дело в том, что Менделеевск - город заводской культуры, а музей - это вершина культуры наравне с оперой и балетом. В рабочей среде эти виды культуры не воспринимались на полном серьёзе. Пришлось кропотливо и упорно перестраивать себя.

    Музейное дело с погружением человека в ситуацию общения с подлинностью бытия появилась в Менделеевске только в 1960-х годах и была представлена ведомственными музеями, которые не отражали все грани деятельности храма муз. Осознание необходимости государственного музея в Менделеевске с показом культур народов, истории предприятий и организаций края пришло в годы перестройки.

    Вопрос: Насколько я знаю, в городе был уже заводской музей. Какую задачу Вы ставили перед собой при создании краеведческого музея?

    Музейная база для перестройки

    Наиболее известными в Менделеевске и за его пределами были и музей истории и развития химзавода им.Л.Я.Карпова и музей революционной, боевой и трудовой славы школы № 1. Их посещали и жители, и гости города, в том числе из-за рубежа. О них писали в центральных газетах, обобщённые материалы помещали в книги. Они воспитали целую плеяду профессиональных музейщиков и организаторов музейного дела в разных уголках нашей огромной страны. Главная заслуга этих музеев заключается в том, что они сформулировали идеологию музейного дела в Менделеевском районе (да и в целом регионе), заложили основы музейной культуры на месте, изменили в лучшую сторону отношение к музею как к институту социальной памяти. Музеи как место сохранения реликвий стали возникать в других школах и на предприятиях.

    Однако, такой подход к музею мне казался поверхностным. Я, слушая экскурсии в разных музеях и рассматривая экспонаты в витринах, ловил себя на мысли, что ни тексты экскурсий, ни музейные предметы не служат реальному обретению опыта минувшего. На мой взгляд, именно этой «детали» не хватало для музея, в который бы «тянуло» человека. Иными словами, если считать человека универсальным информационным объектом, то именно в музее он должен найти себя в прошлом, понять в сегодняшнем мире и определиться в будущем. Опыт минувшего должен быть «опредмечен», доступен пониманию среднему посетителю по интеллектуальному развитию.

    К началу 1990-х годов (напомню, это были бурные перестроечные годы) у меня сформировался образ музея, который бы я хотел создать. Формированию образа помогли: опыт работы в заводском музее в 1977-79 годах, дискуссии в краеведческом обществе «Нижняя Кама», встречи с учёными-культурологами и музейными работниками Казани, Ижевска, Елабуги, Москвы и других городов Советского Союза.

    К 1991 году, когда принималось решение о создании краеведческого музея в Менделеевске, я представлял, что в будущем музее должно быть: музейные предметы, здания-памятники, музейная территория и кадры, способные всё соединить в единое целое и расширять временные и пространственные границы человеческого опыта.

    Вопрос: Какими были Ваши первоочередные шаги по созданию музея?

    Первые кирпичики Дома коллективной мечты

    Видные музееведы называют музей домом коллективной мечты. В нашем случае первым «кирпичиком» для нового дома стало решение президиума Менделеевского райсовета о создании краеведческого музея, которое вышло 12 февраля 1991 года. Я был принят первым работником в новый музей 18 мая этого же года. Так получилось, что мой первый рабочий день в музее и Международный день музеев совпали. Но в первые годы музейной деятельности я о совпадении дат ещё не знал.

    Первый шаг - это определиться с местонахождением. Несколько месяцев у меня был стол, стул и небольшой шкаф для документов и экспонатов в здании детской школы искусств, где располагался отдел культуры. К августу музею выделили комнату на первом этаже в здании райкома КПСС по улице Фомина в порядке аренды. Здесь меня застал августовский путч, и я видел мучительный уход от власти мощной и многочисленной партии после указа Ельцина.

    В эту комнату поступили первые крупные музейные предметы: череп мамонта из деревни Тагаево, часть библиотеки кабинета политпросвещения при РК КПСС и другие. Комната под музей стала местом притяжения краеведов и даже тех, для кого история станет частью политики. Мне было интересно наблюдать за процессом становления новой России и нового Татарстана, но политическая деятельность остаётся до сих пор за пределами моего опыта.

    К декабрю 1991 года стало понятно, что Советского Союза больше не будет. Появились новые органы государственного управления, в том числе администрация района, для которой понадобились помещения. Глава администрации В.Х.Вахитов пригласил меня и предложил несколько вариантов зданий под музей, ни один из них меня не устроил.

    К этому времени профтехучилище переехало в другое здание, а здание заводоуправления пустовало. Получив «добро» от руководства химзавода им. Л.Я.Карпова, я пошёл к Васиму Хузаяновичу с просьбой принять здание на районный баланс. Так музей приобрёл здание, которое надо было ещё отремонтировать (в мае 1991 года произошёл пожар в сторожевой башне с архивом), восстановить инженерную инфраструктуру (вода, свет и тепло, которые до 2010 года музей получал от химзавода).

    Вопрос: Какая экспозиция была первой в музее? Сколько она просуществовала? Кто её создавал? Кому и чему она посвящалась?

    1992 год ушёл на перевод здания с баланса на баланс и ремонтно-восстановительные работы. С этого же года наш музей стал филиалом Государственного объединённого музея ТССР - существенный фактор становления и развития не только нашего музея, при финансировании из районного бюджета (государству было всё равно из какого кармана платить, общий карман оставался государственным). То есть краеведческий музей являлся структурным подразделением отдела культуры администрации.

    А вот в 1993 году музей приступил к созданию первой экспозиции. Планировалось, что она будет состоять из двух частей: общеисторической и природной. Помещение под экспозицию подобрали вместе с отделом культуры (начальник Л.Ф.Галиева) с таким условием, чтобы обе части экспозиции можно было осмотреть как единое целое. Я, конечно, советовался с краеведами и со школьными учителями. Их предложения очень помогли, ведь идеологической целью экспозиции были, главным образом, молодые люди до 30 лет.

    Выбор исполнителей был ограничен. Госмузей мог предоставить методические и проектно-художественные услуги по созданию экспозиции и специалистов. Многое зависело от количества денег. Но их выделили только на общеисторическую часть, а освоить надо было в короткие сроки, т. е. до декабря.

    Посоветовавшись со специалистами Госмузея, решили, что за эти деньги и за это время можно создать постоянно действующую выставку с названием «Кокшан - Бондюга - Менделеевск». Концептуально выставка охватывала тему развития промышленности в районе с середины 19 века до начала 1990-х годов. В задачи выставки входило и рассказ об экологических проблемах, о людях, об общественной ситуации в новейшей истории страны. Речь шла о заводах: Кокшанский, Бондюжский, Новоменделееевский, «Автокам», РТИ, «Менде-Росси» и полиуретановый, проект которого и место строительства вызвали бурные всплески общественной активности в Менделеевске и республике. Предложение казанских музейщиков понравилось уже тем, что выставку можно создать из экспонатов, которые наберём в ходе подготовки. В результате выставка получилась очень современной, а поднятые темы актуальными и на свежем материале.

    Экспозиция прослужила 10 лет, это много. Выставку «Природа» создать так и не удалось. Период становления музея пришёлся на сложное время реформ в промышленности, в государственном устройстве. Только в 2010 году

    Вопрос 5. Кто на момент создания краеведческого музея занимался вопросами выявления, учёта и сохранения объектов культурного наследия?

    Ответ. Музей создавался, в том числе, и как орган по охране и использованию памятников истории и культуры, мой доклад на президиуме райсовета был посвящён ситуации с памятниками в районе. Поэтому с первых дней образования музея вопросы выявления, учёта и сохранения объектов культурного наследия были возложены на директора.

    Реклама

    С проблематикой и людьми, которые этим занимались в Министерстве культуры РТ и среди учёных, я был знаком со времени работы в заводском музее.

    Ещё в 1989 году музей химзавода обозначил проблему памятников в отдельном решении райсовета, руководство химзавода финансировало проектные работы по выполнению историко-архитектурного и опорного плана г.Менделеевск. От химзавода мероприятие контролировал я, будучи начальником проектно-конструкторского отдела. В определённом смысле, став директором краеведческого музея, я продолжил начатую на химзаводе работу. Успеху способствовало решение Министерства культуры РСФСР и Всероссийского общества охраны памятников в 1990 году о придании Менделеевску статуса исторического города. Экспертное сообщество и административные органы с пониманием воспринимали всё то, что предлагал музей.

    К 1991 году объектов культурного и природного наследия на территории района было немного, и все они имели республиканское значение: сернокислотный цех химзавода, школа-церковь в Ильнете, археологические памятники в Тихих Горах, мечети в Тат. Кокшане и в Псеево, река Тойма. В 1995 году музею по рекомендации Минкультуры РТ выделили ставку инспектора по охране и использованию памятников.

    В 2006 году в результате административной реформы музей перешёл под юрисдикцию Министерства культуры РТ и перестал осуществлять функции органа охраны и использования памятников. К этому времени на государственном учёте стояло уже 93 объекта культурного наследия, в том числе 13 - республиканского значения. К объекту природы «река Тойма» прибавилась особо охраняемая природная территория «Имение Ушковых».

    Вопрос 6. Скажите несколько слов о передаче объектов недвижимости музею?

    Ответ. Уже 29 октября 1991 года горисполком принял решение о передаче бывшей усадьбы Ушковых. В 1992 году музей имел на балансе бывшее заводоуправление. Его вначале передали Менделеевскому отделению регионального краеведческого общества «Нижняя Кама» (было такое юридическое лицо), потом отделу культуры. С началом строительства новой больницы музей получил здание, которое назвали «главный дом усадьбы Ушковых». По нашему ходатайству оба здания в 1995 году объявлены памятниками архитектуры республиканского значения, позже контору товарищества «П.К.Ушков и К°» приняло на свой баланс Министерство культуры РТ.

    Оформление земельных участков затянулось в связи отсутствием земельного законодательства. В усадебный участок нужно было включить исторический парк, сохранившуюся каменную ограду усадьбы, поэтому к выполнению межевого дела подходили особенно тщательно.

    Не обошлось без ошибок. В постановление КМ РТ не включили два флигеля главного дома усадьбы, вскоре они были объявлены объектами культуры местного значения.

    Судьбоносным для музея стало решение 1999 года Кабинета Министров РТ образовать историко-культурную и природную территорию «Имение Ушковых». Оно открыло путь к началу воссоздания архитектурных памятников 19 века, музеефикации парков и созданию музея-заповедника.

    В настоящее время на балансе музея 6 зданий, в том числе 4 объекта культурного наследия, и 2 земельных участка общей площадью 5,1 га.

    Вопрос 7. Какие мероприятия (проекты), осуществлённые музеем, Вам наиболее близки и больше всех запомнились?

    Ответ. Первое десятилетие - время крупных музейных мероприятий, на которые собирались гости из Татарстана и близлежащих регионов. Для района был необычным тот факт, что мероприятия готовил и проводил музей. А для нас это было важно, ведь мероприятия оказались востребованными. Музей получил импульс и вектор развития на многие годы вперёд. Вот некоторые из них.

    В 1992 году прошла научно-краеведческая конференция к 25-летию образования Менделеевска. В этом же году начался литературный праздник «Брюшлинские родники» с вручением литературно-краеведческих премий имени Егора Уткина и продолжился почти 10 лет. Лауреаты премий стали народными любимцами, издали сборники своих произведений, в Брюшлях построили клуб, а родина поэта Уткина стала административным центром поселения.

    Превратилась в традицию проведение музеем юбилеев наших знаменитых земляков (поэта Дифгата Сирая, политического деятеля Б.Багаутдинова и др.), презентаций новых книг (М.Глухов, В.Колпаков и др.), проведение персональных выставок художников (А.Зиязов, В.Комаров и др.), встреч участников войны и ветеранов тыла с молодёжью. Особым незабываемым праздником, сопряженным с ответственностью, были встречи с музейными работниками на менделеевской земле. В первое десятилетие подготовлено и опубликовано большое количество статей в научных журналах, средствах массовой информации и энциклопедиях.

    Во втором десятилетии следует отметить рост интереса музейных работников к научной работе. Он выразился в том, что в этот период ежегодно проводились Краеведческие чтения, круглые столы, выпускался научно-практический журнал «Менделеевский музейный вестник». Заложены основы исследовательскому направлению «ушкововедение» по предложению д.и.н. Н.П.Лигенко. Провели первую полевую экспедицию по изучению эпиграфических памятников и быта татар юга Менделеевского района.

    В 2000-е годы появилась потребность осмыслить пройденный путь и определить перспективы. Так появилась концепция научно-фондовой работы и концепция создания музея-усадьбы, а затем и музея-заповедника «Имение Ушковых», получившие положительные отзывы в музейном и экспертном сообществе.

    Серьёзным подтверждением статуса научно-исследовательского центра музей получил после защиты кандидатской диссертации «Купеческая династия Ушковых (первая половина ХIХв. - 1918г.)» Инны Есиевой - преподавателя КамПИ, в Казанском госуниверситете в 2004 году. Музей предоставил соискателю весь фондовый потенциал, первая за всю историю Менделеевска ушкововедческая диссертация может стать научной основой для создания экспозиций будущего музея-заповедника. Студент Удмуртского университета Михаил Яковлев защитил дипломную работу на тему о краеведческом движении в Менделеевском районе, тоже по материалам нашего музея.

    Вопрос 8. Назовите, пожалуйста, почётных посетителей в период Вашей деятельности в должности директора?

    Ответ. Если честно, то для меня каждый посетитель был важен с его мнением о музее, отношением к истории родного края, настроением после посещения. Каждый желающий мог записать своё мнение в Книгу отзывов.

    Особо ценным было мнение коллег по цеху: Г.С.Муханов - генеральный директор Национального музея РТ, Р.Ф.Мартынова - генеральный директор Национального музея Удмуртии, И.М.Вахитов - директор музея-заповедника «Казанский Кремль», Н.Н.Орлова (наша землячка) - директор краеведческого музея г.Надым, и руководители других музеев России, в том числе Татарстана.

    Среди учёных хочется отметить Р.М.Валеева - д.и.н., проректора и зав. кафедрой ЮНЕСКО университета культуры (Казань), Е.В.Липакова - к.и.н., научного сотрудника отдела Свода памятников Института истории АН РТ; Р.Р. Хайрутдинова - к.и.н., заместителя директора Института истории АН РТ; Л.Ш.Арсланова - д.ф.н., профессора Елабужского пединститута; Н.М.Валеева - д.ф.н., академика АН РТ; Н.П.Лигенко - д.и.н., ведущего научного сотрудника УдИИЯ УрО РАН (Ижевск). Это далеко не полный перечень учёных, которые не только посещали, но и активно помогали музею своими знаниями и авторитетом в научном мире.

    Вопрос 9. Возможно ли, на Ваш взгляд, развитие туризма в Менделеевском районе при имеющемся потенциале культурно - исторического наследия?

    Ответ. Не только возможно, но и нужно. Скажу больше. «Туризм в Менделеевском районе» - это тема на злобу дня. Весь историко-культурный и природный потенциал просто кричит: «Берите и используйте для экономического развития, для повышения качества жизни людей».

    Развивать рынок туристических услуг в Менделеевске нужно потому, что:

    - много наших современников начинают предпринимательство не подозревая, что такой путь уже прошёл крестьянин Ушков, основав целую династию;

    - ушковские химические заводы 19 века могут и должны послужить примером организации производств, рачительного отношения к природе и людям, благотворительности;

    - рядом, в Елабуге, есть туристический центр федерального уровня, где как раз не достаёт историко-промышленных объектов.

    Эти мысли уже заложены в Схеме территориального планирования Менделеевского района и Концепции развития туризма в РТ. Осталось найти административную волю на реализацию намеченных планов.

    Вопрос 10. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития краеведческого музея г.Менделеевск?

    Ответ. Наиболее полно краеведческого музея изложены в Концепции создания и развития государственного учреждения РТ «Историко-промышленный и природный музей - заповедник "Имение Ушковых" в г. Менделеевск» мощностью 40 тысяч посещений в год в 2011-2017 годах и на перспективу до 2027 года, которая написана в 2011 году.

    В ней предусмотрено использование для музейных и туристических целей объекты культурного и природного наследия, которые расположены в поселениях: Менделеевск, Гришкинское, Енабердинское, Монашевское. Музей-заповедник будет работать как часть елабужской туристско-рекреационной зоны федерального значения. Насколько я знаю, руководством района уже предприняты шаги по созданию в районе туристического центра. Интерес к Менделеевску растёт, значит из этого надо извлекать прибыль.

    Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»

    Telegram-канале Татмедиа
    Подробнее: http://mendeleevskyi.ru/news/stati/v-rossii-khotyat-sokratit-novogodnie-prazdnichnye-dni-v-2021-godu

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: