Менделеевские новости

Менделеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Город и горожане

Кто построил эту баню?

Наша заметка «Кто построил эту баню?» в № 54 от 17 июля вызвала живой отклик читателей. В ней мы просили менделеевцев поделиться сведениями об истории бани № 2, за которой в народе прочно закрепилось название - старая. Первой откликнулась на публикацию ветеран труда Наиля апа Губайдуллина. Она сообщила по телефону,...

Наша заметка «Кто построил эту баню?» в № 54 от 17 июля вызвала живой отклик читателей. В ней мы просили менделеевцев поделиться сведениями об истории бани № 2, за которой в народе прочно закрепилось название - старая.


Первой откликнулась на публикацию ветеран труда Наиля апа Губайдуллина. Она сообщила по телефону, что строительство бани начато в тридцатых годах.
- В этот период мой дядя Гариф Муратхузин заведовал хозяйственной частью химзавода имени Карпова. Тогда и началось строительство бани.
Прочитав о старой бане, не могла остаться в стороне коренная бондюжанка Роза апа Галиуллина.
- Это же наша баня! С уверенностью могу сказать, что в годы войны она работала. Мы жили в «заячьих номерах», недалеко от бани. Помню, как мама нас на санках туда возила мыться. Мне скоро будет 77 лет, три года мне было, когда началась война.
Старая баня не имеет отношения к ушковской постройке - уверен ветеран труда Николай Архипов.
- Баня, построенная при Ушкове для заводчан, находилась внизу от силикатного цеха, там была тропка, мостик через Тойму. Помню каменные развалины этой бани. В 1917 году была построена силовая, - рассказывает Николай Павлович, - на здании эта дата была указана. Предполагаю, что построить баню было логично рядом с силовой. Судя по рассказам старожилов, есть все основания говорить, что в 30-е годы баня работала.
По поводу версии, что когда-то в здании бани были Ушковские конюшни, я сомневаюсь, ведь конный двор Ушковых располагался в районе "фонтальских номеров".
Участник Великой Отечественной войны Борис Порт-нов сообщил, что его мама, Татьяна Васильевна, работница химзавода, участвовала в строительстве бани в 1937 году.
- Я помню, как шла стройка, - говорит Борис Васильевич, - мы ходили с ребятами купаться на Тойму и видели, как на лошадях и полуторке возили камни. Сначала было построено одно отделение, которое работало в среду для мужчин, в четверг, например, для женщин. Паром обеспечивала силовая, а вода была тойминская.
Об особой миссии банного хозяйства в годы войны нам рассказала ветеран санитарно-эпидемиологической службы Мардитзя Гатаулловна Тухватуллина.
- В 1942 году, - вспоминает она, - нас, молоденьких девчонок, командировали в Казань на курсы дезинфекторов. После обучения мы встали на военный учёт, нам присвоили звание младших лейтенантов. И баня стала для нас местом работы, потому что здесь был оборудован санпропускник. Тогда работали два отделения, парикмахерская, дезинфекционные камеры, где велась обработка от тифа, чесотки и других болезней. Посёлок был поделён на участки, и по очереди людей обязывали посещать баню, чтобы не распространялись различные инфекции.
Вспоминает председатель совета ветеранов химзавода имени Карпова Роза Ахметовна Галеева:
- Тогда без предварительного осмотра народ в баню не запускали. Проверяли состояние кожи, головы, при необходимости обрабатывали специальными растворами, после которых надо было принять душ и только потом - в общее отделение. Проверяли одежду на наличие вшей, чтобы предотвратить сыпной тиф. Одежду и белье подвергали высокотемпературной обработке. Об этом обязательно надо писать, чтобы молодёжь имела представление о том, как жилось людям старшего поколения.
Когда в 1949 году Лидия Ивановна Куликова пришла в баню кассиром, санпропускника там уже не было, баня работала в обычном режиме.
- Заведующей тогда была Анна Петровна Лысова, контролером - Татьяна Балобанова, банщицей Ольга Асанова. ЖКО возглавляла Анна Сергеевна Сорожкина, - вспоминает Лидия Ивановна.
В ее трудовой книжке записано: «Принять на работу кассиром ЖКО». Здесь она проработала до 1954 года.
Эту фотографию передала в редакцию Роза Галеева. Ее мама Мустабшира Шайхутдинова всю жизнь проработала в бане. У 15-летней сироты не было возможности учиться. Да и с работой в те годы было непросто. Девушка пришла в отдел кадров проситься на работу, и ее устроили в прачечную бани мотористкой. 40 лет отработала Мустабшира Тухватовна в этой сфере. Доросла до заведующей баней №1 и всегда с теплом вспоминала годы работы в старой бане. Коллектив был очень дружным. По понедельникам проводилась уборка отделений. В этот день работницы приносили из дома угощения, накрывали общие столы. Баня была очень востребована среди населения. Бондюжцы приходили мыться в отделениях, номерах, где были не только душ, но и ванны, полные корзины белья несли в прачечную. На мероприятии, посвященном 100-летию завода, работницы бани были отмечены подарками.
Поиск «банной» истории продолжается. Мы по-прежнему будем собирать воспоминания бондюжцев-менделеевцев, сведения и документы, интересные факты из жизни особого объекта городской инфраструктуры, повидавшего не одно поколение. Здесь не встретишь больших начальников, депутатов и банкиров. В старую баню испокон веков ходили простые и, надо прямо сказать, далеко не богатые люди. Они приходят сюда не только для того, чтобы попариться, обсудить последние новости, со знанием дела порассуждать о политике. Главное - отдохнуть душой, смыть обиды и разочарования, снять напряжение, в котором многим из нас сейчас приходится жить и работать, зарядиться энергией на предстоящую неделю.
И с этой точки зрения баня перестает быть только коммунальным объектом, а приобретает историческое, культурное и медицинское значение.

Виктор Николаевич Соловьев:
- Без документального подтверждения мы можем только делать предположения о дате постройки этой бани. Документальным источником могут служить документы архивов Казани, публикации в газетах Татарии, в том числе «Бондюжский рабочий», его экземпляры хранятся в Национальной библиотеке РТ, в Научной библиотеке Казанского университета, в Книжной палате РТ. Интересным источником могут быть протоколы сессий Бондюжского поселкового и Бондюжского районного советов, где бы рассматривались хозяйственные вопросы, в том числе и работа бани. Такие документы есть в райархиве. И, конечно, приказы, распоряжения по химическому заводу, к которому относилась вся коммунальная инфраструктура рабочего посёлка Бондюжский.
Если собрать воедино доступные широкой публике сведения советского времени, то получается следующее. Положение о расширении рабочего посёлка вокруг заводов купца-заводчика Ушкова зафиксировано в Постановлении ВСНХ «О национализации Товарищества Химических Заводов "П.К.Ушков и К◦" от 31.05.1918 года. В силу объективных причин (гражданская война, создание советских правительственных структур и т.п.) строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства началось не сразу.
В 1920 году приняли план строительства 1000 домов. Из них семь домов построили за ремонтно-механическим цехом, улицу назвали в честь Г.Якобсона - директора Бондюжского завода. На этой улице в одном из производственных зданий на берегу Тоймы открыли баню, она функционировала и в 1950-е годы.
В последующие годы жилые дома уже строили на правом берегу Тоймы за Литейной протокой. Вместе с жильем в 1921 году на Литейном посёлке построили здание детского сада и библиотеки. Наиболее массовое жилищное строительство велось в районе усадьбы Ушковых - бывших владельцев Бондюжского завода, и летом 1924 года главный дом усадьбы был переделан под больницу на 60 коек.
Учитывая перспективы развития завода, в 1928 году заводской посёлок получил статус административной единицы. Рабочий посёлок городского типа Бондюжский по генплану уже строился в сторону Камы. В 1935 году он стал центром Бондюжского района ТАССР.
В 1930-е годы в райцентре строились объекты, присущие советскому городу: стадион, баня, гостиница, рынок, магазины, пекарня, Дом культуры, Дом пионеров, памятник Ленину и т.п.
Бани обычно строили возле воды, как например, в Кокшане построена баня возле пруда, который так и называли «Банный». Это вековая традиция, от которой бондюжские строители не отошли. Вода была практически бесплатной, экологически чистой. Место строительства назывался Красный перекат - любимое место купания детей. Здесь начиналась Силовая протока, снабжавшая водой силовую станцию и цеха старой заводской площадки. Деревянный мост через Силовую протоку, за который насмерть бились в годы гражданской войны, к 100-летию завода был заменён на железобетонные трубы. А в баню вода стала поступать из водопровода.
Версия о том, что первоначально помещение служило для содержания ушковских лошадей, возможно, возникла из-за особенностей постройки, в частности сводчатых потолков. Тем не менее общеизвестно, что ушковские конюшни были деревянные. Они находились в районе современного краеведческого музея.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Менделеевск Бондюга баня