Менделеевские новости
  • Рус Тат
  • История района: Как менделеевцы смотрели кино

    Немаловажен вопрос, а когда же бондюжцы впервые увидели кино? Можно ответить с уверенностью - 24-25 июля 1919 года. В это время к пристани «Тихие Горы» причалил агитпароход «Красная звезда». Цель поездки, организованной Центральным комитетом партии большевиков, - укреплять советскую власть на территориях, отбитых у белых. В составе делегации были видные...

    Немаловажен вопрос, а когда же бондюжцы впервые увидели кино? Можно ответить с уверенностью - 24-25 июля 1919 года. В это время к пристани «Тихие Горы» причалил агитпароход «Красная звезда». Цель поездки, организованной Центральным комитетом партии большевиков, - укреплять советскую власть на территориях, отбитых у белых. В составе делегации были видные партийные деятели Надежда Крупская, Вячеслав Молотов и другие. Пароход располагал всеми средствами пропаганды и агитации - плакатами, книгами, выставками, граммофоном, радио, типографией, а также кинозалом на несколько сотен мест. Н. К. Крупская возлагала на кино особые надежды, так как считала, что «кино обладает той убедительностью, которой никогда пропаганда не обладала». Бондюжцы увидели фильмы о жизни рабочих в России и за рубежом, в том числе в китайском Шанхае. После этого жители прибрежных тихогорских улиц стали называть свой густонаселенный район Шанхаем. В 1980-х годах этот район расселили, многие жители переехали в пятиэтажку на Профсоюзной. И этот дом до сих пор называют шанхайским.
    Тогда же, летом 1919 года, бондюжцы впервые увидели кинооператоров - работу агитпарохода снимала кино- и фотогруппа.
    Дальнейшую историю кинофикации района мы узнали благодаря заслуженному учителю ТАССР, почетному гражданину Менделеевска Владимиру Георгиевскому. Его мечте стать кинорежиссером помешала война. Но любовь к кино, зародившуюся в сердце бондюжского мальчишки в далекие 30-е годы, он пронес через всю жизнь.
    В двадцатые годы ХХ века прокатом фильмов в национальных республиках и областях РСФСР занималось акционерное общество «Востоккино». Его руководство считало, что в Татарии должны демонстрироваться фильмы преимущественно из жизни народов среднеазиатских республик и Кавказа. В театре «Коммуна», арендуемом акционерным обществом, шли фильмы «Абрек-Заур», «Дочь Гилана», «Зелим-хан», «Алим» и подобные «восточные боевики». После ликвидации общества киноустановку, состоящую из одного немого проектора, передали завкому химзавода им. Л.Карпова, и репертуар коренным образом поменялся. С успехом прошел фильм «Месс Менд», знаменитые советские немые кинокомедии с участием Игоря Ильинского, серия шведских кинокомедий с комиками Патом, длинным и худым, и Паташоном, маленьким и толстым. Шли шедевры «Броненосец «Потемкин», «Конец Санкт-Петербурга», «Арсенал», «Земля». С восторгом смотрели мальчишки кино «Красные дьяволята» и «Савур-могила». Кино тогда не зря называли «великим немым», так как синхронной фонограммы еще не было. На протяжении фильма звучала живая музыка. Постоянным тапером была Агния Белопухова, талантливая пианистка. А когда на смену немому пришло звуковое кино, Агния Петровна перешла музыкальным работником в детский сад. Киномеханиками работали ее отец, квалифицированный электрик П.Белопухов и его ученик Н.Колупаев.
    В 1932 году завком профсоюза приобрел звуковую установку, и первым звуковым фильмом прошел у нас киножурнал, посвященный празднованию в Москве 25-й годовщины Октября. Был показан военный парад на Красной площади. Зрители слышали рев идущих танков, звуки маршей, голос диктора. Но поразила всех пришедшая вскоре «Путевка в жизнь» - первый советский звуковой фильм.
    На заре отечественного звукового кино на экранах шли одновременно и немые, и озвученные фильмы. В озвученных фильмах присутствовала музыка, шумовые эффекты, топот копыт, шум идущего поезда, а диалоги и монологи актеров шли в титрах. Примером может служить комедия на антирелигиозную тему режиссера Я.Протазанова «Праздник святого Йоргена» с неподражаемыми актерами Кторовым и Ильинским в главных ролях.
    Долгое время фильмы демонстрировались через один аппарат, поэтому между частями устраивались перерывы, необходимые киномеханику для зарядки новой части. Зрители тут же начинали обмениваться мнениями, и те, кто смотрел картину второй раз, громко сообщали о том, что будет с героями дальше.
    В 1935 году для любителей кино состоялось памятное событие: в поселке прошел кинофестиваль. Улицы расцветились яркими киноплакатами. У заводоуправления установили большой красочный щит с кадрами из кинофильма «Чапаев». На фестивале бондюжцы увидели «Мать», «Горячие денечки», «Крестьяне» и другие известные фильмы той поры. На просмотр шли организованно, цехами и отделами, кругом царила праздничная атмосфера. Самым впечатляющим стал фильм «Чапаев», который демонстрировался в течение десяти дней при переполненном зале. Мальчишки стали мастерить самодельные пулеметы максим, на каждой улице появились свои «Чапаевы» и «Петьки», завязывались жаркие «бои».
    К 1 мая 1937 года театр «Коммуна» преобразился благодаря большому ремонту. В зрительном зале садовые скамейки поменяли на специальную мебель, изготовленную в столярной мастерской завода. Профсоюзной киноустановке пришла на смену государственная с двумя постами кинопроекционной аппаратуры. Теперь перед вечерними сеансами в фойе театра играл самодеятельный эстрадный оркестр под руководством С.Молчанова. Демонстрацией фильмов занимался киномеханик Анатолий Хлюпин. Работа его отличалась качеством показа.
    Большой успех в довоенные годы имел фильм «Подруги», кинокомедии Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», исторические фильмы «Петр Первый», «Арсен», «Щорс», «Александр Невский», «Горный марш» и многие другие. Большое воздействие имели они на умы ребят. Детские сеансы шли всегда при переполненном зале. Например, после фильма «Богдан Хмельницкий» не было, пожалуй, мальчишки, не смастерившего себе щита и сабли и не попробовавшего фехтовать. А после «Истребителей» и «Трактористов» многие стали мечтать о военных профессиях.
    Огромный зрительский успех имел американский музыкальный фильм «Большой вальс», вымышленная история о жизни композитора Иоганна Штрауса. Он вызвал повальное увлечение чарующими штраусовскими вальсами, разбудил интерес к большой музыке. Не уступали «Большому вальсу» и наши музыкальные фильмы, вышедшие тогда на экран, «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится».
    В первые дни войны театр «Коммуна» в дневное время стал сборным пунктом для отправлявшихся на фронт, а вечером здесь по-прежнему шел показ кинофильмов. В это время сложился дружный молодежный коллектив киномехаников во главе с Файзрахманом Юнусовым. Вместе с ним работали Мухаметгалей Сулейманов, позднее погибший на фронте, Серафима Шалимова. У них очень часто возникали трудности с киноаппаратурой, исчерпавшей свои ресурсы, но ими делалось все возможное и невозможное, чтобы она вновь и вновь дарила людям радость. И в годы войны посещение кинотеатра не снижалось.
    Ф.Юнусов ввел новшество: перед показом фильмов, за 15-20 минут до начала, стал проигрывать грампластинки. Молодежи это понравилось и пластинки стали приносить с собой, чтобы разнообразить репертуар.
    В суровые дни войны на экране шли «Боевые киносборники», состоящие из отдельных новелл на военную тематику. Демонстрировались историко-патриотические фильмы «Александр Невский», «Мы из Кронштадта», «Александр Пархоменко». Тогда же бондюжцы увидели «Маскарад» Сергея Герасимова с Мордвиновым в главной роли.
    В конце войны киноаппаратура пришла в негодность. Местная газета писала тогда о «киномучениях» зрителей. Демонстрацию фильмов пришлось прекратить.
    Только с приходом в 1945 году Федора Федосеевича Хведчика кино в нашем районе получило второе рождение. Уроженец Украины, много лет проработавший директором Киевского театра, в годы войны был эвакуирован в Татарию, работал в елабужской системе кинофикации, а когда встал вопрос об организации киносети Бондюги, ему поручили это ответственное дело.
    Помимо организаторских способностей и незаурядных деловых качеств, Федор Федосеевич обладал необыкновенным личным обаянием, чувством юмора, коммуникабельностью, умением определять потенциал человека и максимально его использовать в деле. В первую очередь была отреставрирована киноустановка, подобран на редкость квалифицированный штат киномехаников. Особо стоит отметить Леонида Савельева, о котором говорили: «Дай ему списанную аппаратуру, и через день она будет работать лучше новой». Вместе с ним работали Борис Черняев, М. Сагетдинов. Вернулись с войны и кадровые механики - Ф.Юнусов, А.Хлюпин.
    Многие киномеханики прошли обучение в Казани и получили соответствующие удостоверения. В их числе и Борис Андреевич Черняев, который вспоминал:
    - Картины поступали с кинопроката, который располагался в Елабуге. Благодаря личным связям Ф.Хведчика нам давали самые востребованные фильмы. Я обслуживал район, ездил с одной картиной по полтора-два месяца по селам, а их тогда было 55. Демонстрация картин проходила в клубе или избе-читальне. Вместо экрана висела простыня. Народу на сеанс приходило очень много.
    А эти воспоминания о приезде в село киномеханика оставил уроженец деревни Полянка, местный поэт Виктор Колпаков: «Какое же это событие было для маленькой деревеньки! Какая радость для нас, ребятишек, полураздетых и полуголодных, с каким праздничным настроением шли на сеанс измученные сельской работой старики и женщины! И восхищенно глядя на матерей своих, рано овдовевших, и все же хотевших необычной радости, мы своими сердечками чувствовали: кино - это праздник.
    Кино обычно приезжало на телеге из соседней деревни, и киномеханик мгновенно становился героем дня, героем деревни. Малыши смотрели, разинув рты, в его глаза, и готовы были выполнить любое его желание.
    Вечером в маленькой начальной школе стрекотал киноаппарат и тарахтел возле крыльца движок кинопередвижки.
    Никогда не забыть кино моего детства! Особенно «Чапаева», при демонстрации которого все надеялись, что Василий Иванович все же доплывет до берега. Не сегодня, так в следующем сеансе…»
    Вновь в кинотеатре «Коммуна» не было отбоя от зрителей. Особенно в первый день демонстрации картины. До сих пор ветеранам дороги воспоминания о фильмах «Аршин мал алан», «Котовский», «Два бойца», «Небесный тихоход», «Далекая невеста».
    В газете «Стахановец» от 16 ноября 1950 года есть заметка «Кино - в массы». В ней говорится: «В дни подготовки к выборам в местные Советы работники кинофикации взяли обязательства улучшить обслуживание населения. Сейчас работает 7 сельских стационарных киноустановок, которые должны показывать по 13 сеансов. Кроме того, четыре звуковые кинопередвижки до 17 декабря продемонстрируют 128 сеансов. В театре «Коммуна» за период подготовки к выборам будет дано 80 сеансов. Кинофикация производит демонстрацию картин и на многих избирательных участках, например Клубном, Гунинском, Майском, Пристанском».
    В пятидесятые годы в городе действовало два кинозала: в театре «Коммуна» и при районном Доме культуры (ныне старое здание полиции). Знаменательно это время было тем, что на экранах шли фильмы, взятые при разгроме фашистской Германии в качестве трофеев. Они познакомили зрителей с наиболее значительными кинопроизведениями мировой довоенной кинематографии, с биографией и музыкой великих композиторов: Моцарта, Верди, Бетховена. Были и приключенческие, такие как «Индийская гробница», «Тарзан». Кинозалы были переполнены, в кино стали ходили даже те, кто раньше никогда на фильмы не ходил.
    Киномехаником в те годы работал Юрий Петрович Карелин, влюбленный в кино с детства. Будучи еще и художником, он впервые в нашем городе стал делать на щитах большие красочные рекламы фильмов, умело сочетая гуашь с фрагментами печатного киноплаката.
    После восьми лет успешной работы в Бондюжском районе Ф.Хведчика направляют в Лениногорский район организовать киносеть. И с этой задачей он блестяще справляется.
    Не обошла стороной театр «Коммуна» и эра широкоэкранного кино. Опытные киномеханики М.Гумерова и Михаил Ягнич стали первыми, кто начал демонстрацию широкоформатных фильмов. Позднее аппараты для их просмотра установили и в Доме культуры. Эксплуатацию установок обеспечивал Р.Садыков.
    А вот специализированный кинотеатр, получивший название «Юность», появился в Менделеевске в 1969 году. Он был построен строительным управлением химзавода имени Карпова. Как вспоминали ветераны кинофикации, первый сеанс состоялся 10 июня - знаменитый фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли. Первым директором кинотеатра был И.Кирамов.
    Кинотеатр «Юность» на долгие годы стал центром культурной жизни Менделеевска. Холл с колоннами, красочными афишами, просторный зрительный зал с мягкими креслами, потолок, украшенный тремя силуэтами чаек - этот интерьер производил неизгладимое впечатление на менделеевцев и гостей города. В семидесятые годы в кино ходили практически все горожане. Зрительный зал вмещал четыреста человек, фильмы демонстрировались четыре раза в день. На особо востребованные зрителем картины администрации приходилось устанавливать дополнительные ряды. Перед каждым фильмом демонстрировался киножурнал. Это были «Новости дня», «Фитиль», «Хочу все знать» или мультфильмы. От зрителей не было отбоя, когда на экране шли фильмы «Тегеран-43», «Мачеха», «Табор уходит в небо», «Есения», «Пираты двадцатого века», «Экипаж», «Калина красная», «Служебный роман», «Любовь и голуби».
    Особых слов заслуживает индийское кино. В эти дни кассовые сборы были самые высокие, потому что люди ходили по несколько раз на такие фильмы, как «Зита и Гита», «Месть и закон», «Танцор диско». Чем же привлекали зрителя эти однообразные по сюжету киноленты? Наверное, потому что каждый фильм рассказывал нам историю о красивой любви, о том, что добро рано или поздно побеждает зло.
    По средам на дневные сеансы организованно приходили младшие школьники, особенно любившие фильмы про индейцев. Билет для них стоил 10 копеек. Стоимость билета для взрослых была 30-35 копеек.
    Поход в кино был неотъемлемой частью досуга молодежи в 1970-1980 гг. Каким образом можно было завязать отношения молодым людям, определить шансы на взаимность? Только при помощи волшебной фразы: «Пойдем в кино?» Сколько незабываемых первых свиданий состоялось на ступеньках «Юности», сколько первых поцелуев произошло на последнем - 14 ряду, особо востребованным у молодежи…
    В кино спешили не только юные зрители, но и солидные семейные пары, представители старшего поколения - люди всех профессий и возрастов. Районная киносеть в 1980-е годы неоднократно занимала первые места в республике по итогам работы. В дружном коллективе работали директор Владимир Горшков, отдавший системе кинофикации более четверти века, киноинженер Михаил Ягнич, старший киномеханик А.Щепкин, бухгалтер Александр Смольков, методист Галина Сивелькина, контролеры Клара Кожухова, Мария Ведерникова, М.Денисова, старший кассир М.Шакирова и многие другие. Они делали все возможное, чтобы посещение кинотеатра было комфортным. Какое это было удовольствие посмотреть хороший фильм на широком экране, в зрительном зале, наполненном публикой, чтобы потом обмениваться впечатлениями от просмотренного фильма, видеть на лицах зрителей выражение тех чувств, что владеют и тобой.
    Кинотеатр «Юность» был структурным подразделением районной киносети, в составе которой трудились десятки сельских киномехаников. Показ кинофильмов проводился в каждом сельском клубе. Как вспоминал заслуженный работник культуры Геннадий Мальгин, работавший вместе с женой Розой киномехаником в деревне Ильнеть, привозить фильмы, которые были в тяжелых металлических футлярах, было проблематично при отсутствии транспорта и по бездорожью. Приходилось договариваться с водителями молоковозов, пользоваться попутной машиной или мотоциклом с коляской. Зато какой праздник был в селе, когда приходил интересный фильм.
    - Когда шли индийские фильмы, к нам приходили жители соседних сел Удмуртии, выручка в несколько раз превышала план, - рассказывает Геннадий Александрович.
    Киномехаником в Псееве трудился автор знаменитой песни «Вэгде» композитор Зиннур Мухаметдинов. В фондах музея хранится его свидетельство «Лучший киномеханик ТАСС», которое он получил в 1983 году.
    Если говорить о земляках, так или иначе связанных со сферой кино, нельзя не вспомнить Героя Советского Союза Павла Фролова. Его трудовая биография началась в казанском кинотеатре «Колос», куда он пришел учеником киномеханика в 1926 году. Он ездил по селам с кинопередвижкой, трудился киномехаником в Набережных Челнах. Затем как лучшего работника его назначают директором кинотеатра в Мензелинске. Общий стаж Павла Григорьевича в кинофикации - 14 лет.
    Кино много лет было неотъемлемой частью культурной среды, носителем лучших образцов отечественного и зарубежного искусства, прекрасной возможностью проведения досуга за доступные каждой семье средства.
    Затем пришли другие времена. В период перестройки люди перестали ходить в кино, предпочитая многоканальные телевизоры и видео. Но в Год российского кино «Юность» получила второе рождение. Здесь открылся современный кинозал, который завоевывает популярность горожан. Коллектив возглавила заслуженный работник культуры РТ Лилия Галиева.
    Не остался в стороне от мероприятий Года кино и краеведческий музей, организовавший тематическую выставку. В неё вошли экспонаты из фондов музея и переданные нам ветеранами кинофикации Владимиром Горшковым, Геннадием Мальгиным, Галиной Сивелькиной, семьей Георгиевских. Посетители выставки могут увидеть киноаппараты, телевизоры, диапроекторы, кинокамеры разных лет, афиши и киноальбомы, фотографии и документы работников кинотеатров. Экспозиция привлекла интерес людей всех возрастов, но особенно благодарными посетителями были представители старшего и среднего поколения, которым дорога эпоха советского кино, пронизанная духом патриотизма и великих побед, романтики и высоких идеалов.
    Источник: mendeleevsk.tatarstan.ru

    Реклама
    Реклама
    Реклама

    Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»

    Telegram-канале Татмедиа
    Подробнее: http://mendeleevskyi.ru/news/stati/v-rossii-khotyat-sokratit-novogodnie-prazdnichnye-dni-v-2021-godu

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: