В «восьмёрке» – душа и чистые помыслы мари
Летом этого года на благодатной ильнетской земле пройдёт этнофестиваль «Марийская восьмёрка»
Летом этого года на благодатной ильнетской земле пройдёт этнофестиваль «Марийская восьмёрка», идейным вдохновителем которого при поддержке главы района Валерия Чершинцева выступил заслуженный работник культуры Татарстана Геннадий Мальгин.
В период подготовки к этому замечательному событию, основной задачей которого является возрождение, сохранение и дальнейшее развитие духовного богатства, пропаганда обрядовой и песенно-танцевальной культуры марийцев и приобщение к нему подрастающего поколения, мы начинаем цикл публикаций о культуре, традициях, известных людях марийского народа. Сегодня речь пойдёт об уникальном шедевре – марийском кандыра (верёвочке), который является ярким хореографическим действом.
Марийская «восьмёрка
Это танец или пляска? Дело в том, что эти виды хореографии во многих языках обозначаются однословно: у мари – куштымаш, удмуртов – эктон, татар – бию, чуваш – таша, русских – пляска. «Восьмёрка» – это ритуальный бытовой танец восточных мари, зарождённый со времён язычества. Собирались марийцы вместе и начинали «вить верёвочку», что означало оберегаться от злых духов. А топот и дроби символизировали изгнание болезни из себя, плясали в лаптях с прикреплёнными к ним маленькими колокольчиками.
Этот танец самый распространённый, в нём могут принимать участие большое количество людей без ограничения возраста. Пляшут в этом карнавале даже те, кто еле передвигался на ногах в повседневной суете. Получалась целая цепочка «восьмёрок». Не хватает места «вить» одну верёвку – тут же параллельно возникают вторая, третья… Какое это красочное зрелище! Яркие костюмы, одухотворённое выражение лиц танцующих!
Волшебное зеркало души мари
Что же дают и взрослым, и детям подобные массовые танцы и плясы? В массовой хореографической сцене у каждого участника по-своему раскрывается его волшебное зеркало души, секрет человеческого потенциала. Танцующие, подчиняясь замыслу, идее «восьмёрки», приобретают очень многое для себя: девушка, которой в обычной жизни свойственны резкость, порывистость, должна двигаться плавно и величественно; та, которая привыкла шагать крупно, по-мужски размашисто, должна умерить свою поступь; а хохотушка вынуждена быть сдержанней, угрюмая – быть приветливой.
Одним словом, в этом массовом действе – десятки индивидуальных солистов. Этим и притягивают плясы зрителей, вовлекая их в необузданный вихрь движений.
Именно в плясках, если конкретно, в дробушках (тывырдык) выводится весь шлак и иная нечисть из организма, – признаётся художественный руководитель Ильнетского СДК и прославленного коллектива «Элнет» Геннадий Мальгин. – Это поразительно, народ в это верит! Поэтому даже в бурный дискотечный век позиции массовых плясок очень прочны в марийском народе.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»
Нет комментариев