Лётчик-истребитель
- В этих двух лётных книжках - вся моя жизнь, - говорит ветеран авиации лётчик-истребитель, майор Николай Лобанов. Именно здесь отражён его путь от начинающего лётчика до командира экипажа, лётчика первого класса, за плечами которого 5800 посадок, 5100 лётных часов, первый разряд по парашютному спорту и 80 прыжков. Как и...
- В этих двух лётных книжках - вся моя жизнь, - говорит ветеран авиации лётчик-истребитель, майор Николай Лобанов.
Именно здесь отражён его путь от начинающего лётчика до командира экипажа, лётчика первого класса, за плечами которого 5800 посадок, 5100 лётных часов, первый разряд по парашютному спорту и 80 прыжков.
Как и многие бондюжские мальчишки, Коля Лобанов мечтал стать лётчиком. Только в отличие от других его мечта не осталась в далёком детстве, а получила реальное воплощение и стала делом жизни. Большое влияние на него оказал учитель истории Бондюжской школы №1 Николай Иванович Балобанов, фронтовой лётчик-истребитель. Именно он разглядел в юноше черты, без которых не состояться авиатору - смелость, упорство и сильный, не по годам целеустремлённый характер.
После школы у Николая, выпускника 1952 года, был шанс стать студентом Казанского зенитно-артиллерийского училища, Ленинградского института точного авиаприборостроения. Но желание летать было сильнее, да и не в характере Лобанова отступать на полпути. В Петроградском военкомате пошли навстречу настойчивому 17-летному бондюжцу и дали направление в первоначальную школу обучения лётчиков, располагавшуюся в Пензенской области.
Первым самолётом, на котором Николай поднялся в небо, был учебно-тренировочный Як-18. Как лучшего курсанта его направляют в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Здесь сконцентрировалось все лучшее, что имела авиация России с первых лет своего существования, подготовлены тысячи лётчиков, которые в боевой обстановке отличались отвагой, отменной воинской выучкой. Наш земляк упорно изучает непростую теорию лётного дела, технику пилотирования, воздушную стрельбу и другие науки. Систематические тренировки, анализ полётов, жёсткий разбор ошибок, высокие требования преподавателей и инструкторов были продиктованы спецификой военной профессии.
- Никакой романтики, как предполагают многие, в ней нет, - подчёркивает Николай Васильевич. - Эта профессия связана с постоянным риском, стрессом и колоссальным физическим напряжением. Никогда не забуду, как разбился экипаж - курсанты с инструктором, летавшие в первую смену. А нам предстояло лететь во вторую. Мы идём к самолёту, а на земле их тела лежат. Тогда инструктор Мартынов и сказал мне: "Запомни, с этим тебе придётся сталкиваться всю жизнь".
В том, насколько рискованную профессию он выбрал, вскоре Николай убедился на собственном опыте. Во время учебного полёта загорелась аварийная лампочка, что означало отсутствие давления в гидросистеме. Выпустить шасси не удалось ни обычным, ни аварийным способом. По команде инструктора Лобанов сажает самолёт на одну точку - а это опасная задача даже для самого опытного лётчика. Чтобы выполнить её, понадобилась ювелирная точность, концентрация сил и нервов, самообладание и мужество. Именно под таким заголовком - "Мужество" в газете "Красное Знамя" вышла статья о Николае Лобанове и его сложной посадке. Впоследствии экстремальных ситуаций в жизни лётчика-истребителя будет немало. Он называет их просто - особыми случаями в полете, на самом же деле каждый из них мог оказаться последним.
После училища лейтенанта, одного из лучших выпускников, направляют в Прикарпатский военный округ. В приграничном Мукачёве базировались полки первой линии, в составе которой служили первоклассные лётчики-истребители.
- Мы всегда находились в состоянии боеготовности. Нам ставили конкретные цели - в любое время дня и ночи быть готовыми к воздушному бою с противником, которого должны обнаружить первыми и уничтожить с первой атаки, - отмечает ветеран авиации.
Благодаря техническому прогрессу на смену поршневым самолётам пришли реактивные, а затем сверхзвуковые, способные развивать максимальную скорость в 2,5 тысячи километров в час на высотах 18-20 км. Это было поколение истребителей, требующее от пилотов качественно нового уровня лётного мастерства и соответствующей подготовки.
Боевые задачи Н.Лобанов вместе с товарищами выполнял во время известных венгерских событий и во многих других операциях, в которых проявлялась и проверялась боеспособность советской авиации, уровень подготовки пилотов.
В августе 1963 года он поднялся в небо на сверхзвуковом истребителе-перехватчике МИГ-21 ПФМ. На высоте 10000 метров отказал двигатель. После третьей попытки его запуска начался пожар, дым стал поступать в кабину. От руководителя полёта поступает приказ катапультироваться, но катапульта не срабатывает.
- Сажусь на вынужденную посадку, - вспоминает лётчик, - в этой ситуации надо было во что бы то ни стало сохранить скорость планирования, подвести машину к земле так, чтобы касание многотонного самолёта было плавным, скользящим.
Позже в полковом боевом листке будет написано: "Лётчик второго класса командир звена Лобанов, действуя грамотно и хладнокровно, проявив спокойствие и мужество, посадил машину без шасси на выбранную площадку, продемонстрировав высокое лётное мастерство. Так в сложной обстановке поступают советские офицеры - герои боевых будней. Поздравляем тебя, Николай, с заслуженной победой".
В это время 28-летний лётчик-истребитель, получивший компрессионный перелом позвоночника, находился в госпитале. С такой травмой вероятной перспективой было списание с лётной работы.
Николаю Васильевичу потребовались несколько месяцев, невероятные усилия над собой, чтобы подняться на ноги. В этом в немалой степени ему помог одесский костоправ, которого Лобанов до сих пор вспоминает с благодарностью. Теперь нужно было доказать, что после такой серьёзной травмы он может летать. Упорство лётчика вознаграждено - после многочисленных обследований и испытаний в московском центре подготовки космонавтов он получает допуск в транспортную авиацию - на все типы транспортных самолётов.
Дальнейшим местом службы стали Черновцы. На самолётах Ил-14, Ан-30 его экипаж проводит аэрофотосъёмку территории всей страны - от северных рубежей до южных, включая границу с воюющим Афганистаном, где опыт и принципиальность Лобанова в очередной раз уберегли экипаж от трагедии.
Более тридцати одного года службы за плечами нашего земляка, который считает себя счастливым человеком.
- На моем пути было много замечательных людей - настоящих командиров, верных друзей, истинных профессионалов. Мне также посчастливилось встречаться со знаменитыми личностями - с трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным, я учился на одном курсе с будущим космонавтом Валерием Быковским, встречался с Георгием Гречко, Николаевым, Терешковой, многими другими.
Особое место в его жизни занимает жена Вера Павловна, которую он называет надёжным тылом. Мудрая, добрая, скромная, терпеливая - о такой боевой подруге можно только мечтать. Николай Васильевич, без сомнений, до сих пор боевой офицер - по духу, по образу мыслей и по складу характера. Его мундир украшают медали «За безупречную службу» трёх степеней, «За боевые заслуги» и многие другие. Он глубоко чтит воинские традиции, память своего отца фронтовика, кавалера ордена Славы Василия Григорьевича, в совершенстве знает военную историю. Его фотоальбом, а он много лет увлекался фотографией, это не только семейная летопись, это история авиации, многие снимки, запечатлевшие события и людей, с которыми была связана судьба нашего героя, уникальные.
Боеготовность Вооружённых сил, считает мой собеседник, зависит от личного состава, уровня его подготовки, знания техники и правил её эксплуатации. В этом залог успеха армии.
День защитника Отечества дорог военному профессионалу не менее чем другой праздник - День Военно-воздушных сил России.
- Я до сих пор летаю во сне, - говорит майор Лобанов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»
Нет комментариев