Отцов забрали на фронт в первый день войны
Рубрику «Вспоминают дети войны» продолжают Николай Васильевич и Вера Павловна Лобановы. - Наших отцов забрали на фронт в первый же день войны, - вспоминают супруги. - Нам тогда было по 5-6 лет. - Тех, кто уходил на фронт, провожали всей Бондюгой, - продолжает Николай Васильевич. - Отец воевал под Москвой....
Рубрику «Вспоминают дети войны» продолжают Николай Васильевич и Вера Павловна Лобановы.
- Наших отцов забрали на фронт в первый же день войны, - вспоминают супруги. - Нам тогда было по 5-6 лет.
- Тех, кто уходил на фронт, провожали всей Бондюгой, - продолжает Николай Васильевич. - Отец воевал под Москвой. На машине к передовой подвозил снаряды, боеприпасы. Спустя многие годы папа рассказывал, как его осколком снаряда ранило в ногу. Он спрятался в копну сена. Лишь через три дня его, истекающего кровью, обнаружила собака. Вернулся он домой в январе 44-го. Я помню, как какой-то мужчина на костылях зашёл в дом. Я тогда не признал отца, от страха залез под кровать и оттуда наблюдал за ним. Отец Василий Григорьевич - кавалер ордена Славы. Сколько его помню, даже несмотря на инвалидность, он никогда не сидел без работы, всё умел. Вот посмотрите, этот шкаф и стулья сделаны его руками, могут прослужить ещё не один десяток лет.
Мама Анна Ивановна была мастерицей: шила, вязала, одевала всю семью. Помню, как к школе мама мне сшила матерчатую сумку. С ней и ходил учиться. Это было военное детство, когда чернила делали из сажи и при керосиновых лампах вырабатывали каллиграфический почерк.
Мама работала в хлебопекарне. Это было голодное детство, нас кормила матушка-природа. Летом было веселее жить: дикий лук, лебеду, ягоды, орехи собирали, осенью - рябину, калину. С бреднем ходили по Тойме, она тогда глубокая была, и рыбы больше там водилось.
В то время в колхозе основной тягловой силой были женщины и дети. Помню, как я снопы перетаскивал и складывал. Самое страшное для сельчан было встретить почтальона. Все его ждали и в то же время боялись. Боялись получить похоронку. Если узнавали, что кому-то в селе пришла треуголка, шли к тому дому поддержать хозяйку, чем-то помочь. Трое моих дядей, мамины братья, не вернулись с войны. Их имена вписаны в Книгу Памяти республики.
- Помню, как папа нёс меня к машине на руках. А потом машины тронулись, мы махали им вслед, - рассказывает Вера Павловна. - Отец Павел Николаевич попал в Белоруссию на Западный фронт в район Ковеля. Долгое время от него не получали известий, мама даже к гадалкам ходила. Вернулся он лишь осенью 46-го. Мама Мария Михайловна брала нас с сестрёнкой на поле жать. У завода было подсобное хозяйство, мы ходили на прополку.
О Великой Победе из репродуктора сообщил голос Левитана. Мы все вышли на улицу Татарстана, ныне Фомина, и дружно, до слёз, до хрипоты кричали заветное слово «Победа!».
Сейчас мы очень переживаем за семью дочери, которая живёт на Украине, где нестабильно и неспокойно. Мы желаем, чтобы подрастающее поколение никогда не узнало горечи военного времени!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»
Нет комментариев