Менделеевские новости
  • Рус Тат
  • Великий пост: пять главных заблуждений

    У православных с понедельника начинается Великий пост. Ежегодно он сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее. О главных мифах Великого поста - в материале РИА Новости. Строго по уставу Великий пост в этом году намерены соблюдать лишь 11 процентов россиян. «Типичный...

    У православных с понедельника начинается Великий пост. Ежегодно он сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее. О главных мифах Великого поста - в материале РИА Новости.
     
    Строго по уставу
     
    Великий пост в этом году намерены соблюдать лишь 11 процентов россиян.
     
    «Типичный постящийся», согласно данным ВЦИОМ, - женщина старше 45 лет.
     
    Большинство россиян, если верить опросу, не собираются в чем-либо себя ограничивать.
     
    «Каждый пятый (20 процентов) еще не определился, а 66 процентов, напротив, точно знают, что не будут ограничивать себя в еде и поступках», - сообщают социологи.
     
    Возможно, многих пугает не столько продолжительность, сколько строгость поста.
     
    В первые два дня полагается полностью отказаться от еды, а затем позволять себе не более двух трапез в день - так велит церковный устав (Типикон).
     
    Впрочем, в Русской православной церкви подчеркивают, что Типикон служит для мирян лишь ориентиром, а не строгим законом.
     
    «У каждого свои особенности, и каждый решает свою задачу самостоятельно. Смысл поста не в том, чтобы не есть и чего-то не делать. Смысл в том, чтобы восстановить в себе "райское соподчинение" тела душе, а души духу. Поэтому кому-то надо более строго, чем написано в уставе, поститься, кому-то менее. Здесь должно быть не механическое, а духовное отношение ко всему происходящему», - объясняет настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.
     
    Но как же понять, как поститься? Нужно, замечает священнослужитель, обращать внимание на результат.
     
    Если ты не видишь в себе никаких перемен и изменений от поста, стоит задуматься - Игорь Фомин
     
    Когда заканчивается Великий пост?
     
    Традиция поститься перед Пасхой возникла у христиан как минимум во II веке. Длился пост всего 40 часов - от Страстной Пятницы до Пасхи. Век спустя в некоторых общинах постились уже в течение шести дней. А в IV-V веках Церковь объявила Великий пост обязательным для верующих. Прообраз его - сорокадневное пребывание Иисуса Христа в пустыне перед тем, как он начал свою проповедь. В этом году православные отмечают Пасху 8 апреля, а Великий пост, именуемый «Святой Четыредесятницей», начинается 19 февраля.
     
    Возникает логичный вопрос: а почему надо поститься 49, а не 40 дней?
     
    Дело в том, что Великий пост заканчивается Лазаревой субботой (31 марта), а со следующего дня - праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) - начинается особая, Страстная неделя, по смыслу самая важная для верующих.
     
    «Страстная неделя рассматривается как особый период, когда мы день за днем хронологически переживаем события перед Пасхой. Но с точки зрения воздержания от пищи и развлечений этот период - с 19 февраля по 8 апреля - можно рассматривать как единый», - подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
     
    Главное - без еды
     
    «Сейчас как раз Великий пост начнется, вот и сядешь на диету», - эта случайно услышанная на улице фраза в самый разгар Масленицы заставляет задуматься, есть ли разница между диетой и постом.
     
    Оказывается, есть, и существенная. Постом называется целенаправленное сознательное и добровольное самоограничение, в том числе и в пище, отмечает отец Максим Козлов.
     
    «У православных христиан эта цель - достижение Страстной седмицы и Пасхи в нерасслабленном душевном состоянии. Часть этого упражнения, "выработки мышц" - ограничение и в отношении пищевых продуктов. Но к еде это не сводится, есть же еще ограничения и на развлечения», - говорит он.
     
    Хотя без физической составляющей (если не брать в расчет, например, больных или беременных) поста не бывает. Воздержание от любимой еды, как поясняет Козлов, тоже проверка.
     
    «Если человек способен ради Христа отказаться хотя бы от приятной вкусной пищи, то, глядишь, сможет и что-то большее. А если он говорит, что это неважно, то ему можно задать такой вопрос: «Если неважно, то почему не отказываешься?» - говорит протоиерей.
     
    В то же время соблюдать пост нужно без фанатизма. Хотя и давать себе послабления без веской на то причины не стоит.
     
    «Когда, например, речь идет о низком гемоглобине и врач рекомендует есть печенку на пару, то ешьте ее. Но только это не значит, что, если вы ее едите, то можно дать разрешение на все: вместе с печенкой - на шашлычок на угольках, водочку под него, красное вино для дополнительного гемоглобина и так далее. Для больного буквальное соблюдение диеты тоже своего рода пост», - добавляет профессор духовной академии.
     
    Только в черной одежде
     
    В великопостных православных богослужениях постоянно звучит призыв к покаянию. Церковь настойчиво советует уделять особое внимание молитве и почаще ходить в храм. Патриарх Кирилл, например, на первой неделе поста будет каждый день утром и вечером служить в разных храмах Москвы и Подмосковья.
     
    Но если Великий пост так важен, то, наверное, православному человеку нужно как-то это подчеркнуть - по-особому одеваться, ходить со строгим лицом? Не на пустом же месте возникло выражение «постная мина».
     
    «Черную одежду носят монахи. У монахов определенный образ жизни. Известный афонский архимандрит Ефрем в свое время очень хорошо сказал: «Если монахи живут не по-монашески, это очень плохо. Но если миряне пытаются жить по-монашески, то это тоже очень плохо», - говорит известный церковный публицист, иеромонах Макарий (Маркиш).
     
    «Пост налагает на человека ограничения, помогающие ему развивать воздержание, независимость от прихотей и капризов. Хочется колбасы - ну потерпи!» - напоминает он.
     
    Кроме того, в Церкви подчеркивают: христианин не должен всем своим видом показывать, что он постится. Особенно если дело заходит о публикациях в соцсетях.
     
    «Отказаться от виртуального общения в пользу реального - великая польза для собственной души и твоих окружающих», - убежден отец Максим Козлов.
     
    Смотреть в потолок и грызть семечки
     
    В Великий пост человек должен, помимо пищи, ограничить себя в развлечениях. Но не следует понимать превратно этот своеобразный «запрет» на досуг.
     
    Например, вместо того чтобы пойти в субботу в клуб, кино или на концерт, во время Великого поста хорошо бы съездить навестить бабушку, у которой ты не был полгода, разгрести мусор в собственном жилище, постараться не ругаться с женой и вообще уделять ей больше внимания, чем обычно - Максим Козлов, Протоиерей
     
    «То есть вместо пассивно-развлекательного, отупляющего времяпрепровождения перевести его в активно-деятельное, которое дает дополнительную работу душе. А не сидеть смотреть в потолок и грызть семечки - они же не скоромные! - и считать, что ты постишься», - добавляет он.
     
    Что удивительно, в Церкви время Великого поста называют не только самым святым, но и самым радостным. В Евангелии говорится: «Не человек создан для субботы, а суббота для человека». То же самое можно сказать про начавшийся пост.
     
     источник: РИА Новости

    Реклама
    Реклама
    Реклама

    Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»

    Telegram-канале Татмедиа
    Подробнее: http://mendeleevskyi.ru/news/stati/v-rossii-khotyat-sokratit-novogodnie-prazdnichnye-dni-v-2021-godu

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: