Менделеевские новости

Менделеевский район

18+
Рус Тат
Патриотизм в наших сердцах

Не вернулся с боевого задания

В преддверии самого дорого для нашего народа праздника – Дня Великой Победы хотим рассказать о нашем земляке Агляме Гайнутдиновиче Гайнутдинове – человеке большого мужества и удивительной судьбы.

Он родился в 1911 году в рабочем поселке Бондюжский. Окончил семилетку, школу ФЗУ, в 1930 году мобилизован Бондюжским районным военкоматом в армию. 
В 1932 году окончил Вторую Военную школу авиационных техников в городе Вольске по специальности техник по обслуживанию самолётов. Направлен в Москву, на Центральный аэродром, где базировался Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил (НИИ ВВС). Участвовал в советско-финской войне, награжден медалью «За боевые заслуги». Накануне войны он служил в звании воентехника первого ранга, старшим борттехником-испытателем (бортинженером) в 432 авиаполку, опытной эскадрилье отделов спецслужб НИИ ВВС Красной армии. 


С первых дней войны немецкая авиация стала наносить сокрушительные удары по советской территории. Немецкие летчики были уверены в своем воздушном господстве. И тогда Сталин 8 августа 1941 года принимает решение направить советских летчиков на бомбардировку Берлина. Первый налет был совершен на самолетах ДБ-3, их бомбовая нагрузка была небольшой, поэтому был дан приказ очередного налета, уже на четырехмоторных тяжелых бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8), которые называли летающей крепостью, так как размах крыла составлял 39 метров, длина самолёта – 23,59 метра. Было сформировано 11 экипажей по 11 человек. Бортинженер бондюжцец Аглям Гайнутдинов летел в составе экипажа Александра Панфилова. Взлет состоялся ночью 9 августа 1941 года. Самолеты должны были пройти 2700 километров – по Финскому заливу, берегу Балтийского моря, на остров Рюген и потом на Берлин. В первые же часы полета самолет был обстрелян зенитчиками береговой охраны Кронштадта – их никто не предупредил… Погибли два члена экипажа, в том числе Панфилов, поврежденный самолет продолжал полет. На обратном пути загорелись два мотора, в результате самолет начал падать и разбился в местечке Лапинъярви, Финляндия. Шестеро членов экипажа погибли, в том числе и Аглям Гайнутдинов. Остальных взяли в плен финны. Погибших летчиков местные жители завернули в парашюты и похоронили. За участие в выполнении особого задания А.Гайнутдинов 20.08.1941 г. был награжден орденом Красной Звезды. 

О судьбе экипажа на тот момент было известно только, что он не вернулся с боевого задания. Жена Агляма, Рахима Мухамедовна Гайнутдинова, уроженка рабочего поселка Бондюжский, осталась с двумя маленькими дочками. Супруги были знакомы с детства, выросли в одном доме. Рахима окончила химический техникум, сначала работала на химзаводе, а затем в том же институте – НИИ ВВС в Москве. О том, какое именно получил задание муж, она не знала, Аглям сказал, что летит в Казань, за самолетами. Просил беречь дочерей.
Не дождавшись мужа, первое время она тяжело болела, затем начала писать в разные инстанции в надежде хоть что-то узнать о его судьбе, но ответ был один: «Пропал без вести». И только после войны пришло письмо: "Пишут вам сослуживцы вашего мужа... Его самолет вылетел в августе 1941 года на бомбардировку Берлина и не возвратился. О судьбе экипажа до последних дней не было никаких известий. Но на днях к нам возвратился из плена один член этого экипажа. Он рассказал, что самолет был сбит и при падении где-то в Финляндии ваш муж погиб... Выражаем своё вам сочувствие, пусть ваши дети вырастут здоровыми и счастливыми. С. Ануров, А. Золотарев, А. Зайцева. 5 февраля 1945 г."

Документы о крушении самолета возле населенного пункта Лапиньярви в августе 1941 года финские власти рассекретили только в 1980-е годы. Финский журналист Раймо Лайне приложил все усилия, чтобы семьи погибших летчиков наконец-то узнали, где окончен земной путь их родных. Несмотря на запрет разглашения информации, он на свой страх и риск связался с коллегами, работающими в Москве, с просьбой найти родственников летчиков. И случилось чудо, корреспондент газеты «Правда» Алексей Горохов оказался знакомым дочери Агляма Гайнутдинова Разиды. В 1987 году Рахима Мухамедовна с дочерью Налией побывала на могиле мужа. Огромный валун, в который врезался самолет, стал памятником экипажу. На нем установлены мемориальные доски с поименным списком и изображением журавлей. 

Спустя год поклониться праху отца и его боевых товарищей приехала старшая дочь Разида. По ее словам, родители были очень красивой парой, никогда не ссорились. Рахима Мухамедовна всю оставшуюся жизнь хранила верность мужу и на вопрос дочери, почему у нас на стене нет папиного портрета, отвечала: «У меня сердце разорвется…». Она ушла из жизни в 2006 году, ей было 93 года. Эту историю жизни, смерти, любви и верности описал в статье «Возвращение из августа сорок первого» журналист газеты «Ключъ», г. Фрязино, Андрей Шашков в 2014 году. 
На могилу советских летчиков в Финляндию до сих пор приезжают их потомки.
Ольга Смолькова, краеведческий музей

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев