Менделеевские новости

Менделеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Спецпроект «От сердца к сердцу»

И. Обидин: «Наша цель – вернуть уважительное отношение к учителям и врачам»

Бондюжская земля взрастила не одного достойного сына.

Таким является и Иван Обидин – председатель правления и главный тренер Общественной организации «Федерация каратэдо Сито-рю Татарстана».

– Иван Михайлович, все слышали слово «каратэ», но оно имеет более широкий смысл, чем просто вид боевого искусства.

– Каратэдо на японском языке пишется тремя знаками – кандзи: «кара» – пустой, «те» – рука и «до» – путь или искусство. В переводе – путь или искусство невооружённой руки. Федерация каратэдо Сито-рю официально работает с 1998 года. Стоит обратить внимание на последний кандзи – рю. Он переводится как школа и является высшей ступенью в иерархии классификации японских боевых искусств. Другие, как кан или кай, находятся ниже.

– Как произошло ваше знакомство с каратэ?

– Учился в девятом классе школы №1, когда мы, рискуя жизнью, начали подсматривать за ходом тренировок каратэ во дворце спорта «Химик». Они проходили на втором этаже. Приходилось свешиваться с крыши, держа друг-друга за ноги, чтобы что-то увидеть. Среди семи парней-каратистов был и наш учитель труда – Ильяс Гайфуллин. Он был молодой, весёлый, увлекался музыкой, техникой, пользовался популярностью. На уроках труда досаждали его бесконечными просьбами продемонстрировать своё искусство, затаив дыхание слушали рассказы о его сенсее Фариде Валитове. Увидев наш неподдельный интерес, учитель согласился начать занятия каратэ в школе. Тогда, в начале зимы 1982 года тренировались свободно, но с приходом Нового года каратэ в СССР запретили, а за занятие грозило наказание.

– Во время вашего студенчества каратэ был под запретом. Как вы занимались?

– В институте серьёзно занимался в секции самбо и дзюдо, видел, как после нас врачи приходят на каратэ. Попасть на их уроки было невозможно. В 1988 году после каникул в родном Менделеевске по пути в Казань встретил знакомого, друга которого как раз видел среди каратистов, и рассказал о своём желании заниматься ушу. Азы данного вида спорта постигал ещё будучи школьником. К сожалению, наставник ушу учеников больше не брал и мне предложили заняться каратэдо. Как позже оказалось, это был каратэдо Сито-рю. Мой уровень хорошо оценили и начал развиваться дальше.

– Когда каратэдо легализовалось, не было желания заниматься другим каратэ?

– Со снятием запрета появилось много информации, я стал больше изучать каратэдо, подмечая лишь его преимущества. Если в других видах уровень чёрного пояса достигалась в течение 3-5 лет, то в каратэдо Сито-рю только на один уровень требовался целый год упорной тренировки.

– У вас медицинское образование, почему выбрали это направление?

– Всё получилось довольно интересно. Отец хотел, чтобы я стал военным, после восьмого класса возил в Пермь, где из военного училища выпускался дядя. Но парад и строевая подготовка не произвели должного впечатления, решил окончить среднюю школу. После погулял два месяца, так и никуда не поступил. По настоянию папы и при содействии мамы устроился учеником токаря в ремонтно-механический цех карповского химзавода, меня закрепили за Николаем Докукиным. Это было интересное время. За год работы до армии освоил четыре специальности. Уже во время службы в Дальневосточном военном округе, где прошли два года, имел возможность наблюдать, как трудятся медбрат и врач медсанчасти. Их работа пробудила интерес к учёбе, захотел освоить профессию медика, о чём написал маме. Она отреагировала быстро, прислала институтскую газету, где писали про рабфак. Так при помощи мамы и советской армии, которая также приложила силы, поступил в Казанский медицинский институт.

– Но сейчас не работаете в медицинской сфере.

– Бизнесом в медицине занимался до 1998 года. До этого момента каратэдо было больше увлечением. Вскоре пришло понимание, что невозможно совместить руководящую должность, фармацевтический бизнес и вести детские секции, одним словом, развивать каратэдо. В это же время видел, как начал затухать интерес к нему, людей стало меньше, многие уходили в бизнес. Сделал выбор в пользу каратэдо, начал распространять информацию о школе по всему Татарстану, в том числе и в Менделеевске.

– Каковы были первые шаги в качестве учителя?

– Каратэдо для меня скорее общественное дело, никогда не видел его как средство заработка. Школа признана как академическая. В ней самый большой объем информации по японским боевым искусствам, разнообразные техники. Их можно изучать всю жизнь, заниматься и это принесёт организму только пользу и здоровье. Начал развивать данный вид искусства, когда был зелёный пояс. В Менделеевске плотно работал 6-7 лет, регулярно приезжал на выходные и каникулы. Начинали заниматься в школах и основали клуб «Сатори».

– Расскажите о вашем вдохновителе и сенсее.

– О Нисиде-сенсее впервые услышал в 2001 году, как о ближайшем ученике сына создателя каратэдо Сито-рю и основателя Сито-рю Сейщукан. Он был приглашен в Москву и мне посчастливилось побывать на двух занятиях. Но даже этого хватило, чтобы понять, какой это мастер. За десять лет знакомства с ним дважды посетил Токио, все две недели были посвящены занятиям додзё Сейщукан и общению с учителем. Нисида-сенсей открылся мне не только как выдающийся мастер, но и как добрый и отзывчивый человек.

– Чем привлекает восточная культура?

– Сложно перечислить, так как она многогранна. Глубже изучил японскую культуру. Поражает, что там многие виды деятельности возведены в ранг искусства. Японцы настолько скрупулёзно относятся к деталям, что их становится интересно и изучать, и практиковать. Мне посчастливилось узнать чайную церемонию, посетить занятия икебаны и получить необычные эмоции. Как оказалось, не только цвет цветов, но и их угол наклона имеет большое значение. Также посетил множество буддистских и синтоистских храмов. В японской культуре больше всего привлекает отношение в обществе к учителям и врачам. Целью нашей организации является возрождение уважительного отношения к людям данных профессий.

– Иван Михайлович, расскажите о семье.

– Сын Ярослав окончил десять классов. Обучается в школе с углублённым изучением английского языка, там же я с 2005 года провожу занятия по каратэдо. Дочь Олеся перешла в третий класс, занимается музыкой и учится в музыкальной школе при Казанской консерватории. Она – единственный человек в нашей семье, увлекающаяся музыкой и ей это очень хорошо даётся. Олеся первый ребёнок, которому предложили обучиться игре на арфе с первого класса. До этого в данном учебном заведении дети начинали осваивать инструмент с 14 лет. Ей нравится, участвует в разных конкурсах, выступает вместе со студентами консерватории.

– Они занимаются каратэдо?

– Да, с полутора лет, начали с выездов в наш культурно-оздоровительный лагерь «Сатори», куда всегда брали их с собой. Там видели, как тренируются другие дети и потихоньку стали повторять за ними. Ярослав чемпион международных и всероссийских соревнований, готовится сдавать на первый дан, Олеся выступает в пределах Татарстана, скоро получит коричневый пояс. Детям это действительно очень помогает. Педагог дочери удивляется, насколько она спокойно выходит на сцену и выступает перед зрителями.

– Ставите ли перед ними какие-либо цели и задачи?

– В боевых искусствах сохраняем старые восточные традиции: не боремся за медали и не гонимся за разрядами, а сохраняем искусство. Любая тренировка начинается и заканчивается медитацией, что входит в традицию боевых искусств. Дети, знакомые с такой практикой, знают, как с помощью медитации можно успокаиваться в экстремальных ситуациях.

– Получается, дети достигают не только физического и духовного совершенства?

– Самое важное, каратэдо даёт понимание, что, только тратя время и систематически занимаясь, прилагая труд, можно добиться чего-либо. Этот опыт получают с ранних лет и он намного эффективнее слов учителей и родителей. Дети учатся внутренней организованности, знают свои цели и находят решения к их достижению.

– Что бы вы пожелали или порекомендовали менделеевцам?

– Детям пожелал бы отличной учёбы и обязательно заниматься спортом. В школьные годы есть возможность получить как можно больше знаний и этим нужно пользоваться. Взрослым же рекомендовал находить время на самообразование и заниматься оздоровительной физкультурой. У основателя каратэдо есть хороший девиз «С сознанием ученика через всю жизнь» – то есть, чем больше будете знать, тем интереснее будет жизнь.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»

 


Галерея

Оставляйте реакции

24

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев