Менделеевские новости
  • Рус Тат
  • Лётчик-истребитель

    - В этих двух лётных книжках - вся моя жизнь, - говорит ветеран авиации лётчик-истребитель, майор Николай Лобанов. О.Смолькова Именно здесь отражён его путь от начинающего лётчика до командира экипажа, лётчика первого класса, за плечами которого 5800 посадок, 5100 лётных часов, первый разряд по парашютному спорту и 80 прыжков. Как...

    - В этих двух лётных книжках - вся моя жизнь, - говорит ветеран авиации лётчик-истребитель, майор Николай Лобанов.
    О.Смолькова
    Именно здесь отражён его путь от начинающего лётчика до командира экипажа, лётчика первого класса, за плечами которого 5800 посадок, 5100 лётных часов, первый разряд по парашютному спорту и 80 прыжков.
    Как и многие бондюжские мальчишки, Коля Лобанов мечтал стать лётчиком. Только в отличие от других его мечта не осталась в далёком детстве, а получила реальное воплощение и стала делом жизни. Большое влияние на него оказал учитель истории Бондюжской школы №1 Николай Иванович Балобанов, фронтовой лётчик-истребитель. Именно он разглядел в юноше черты, без которых не состояться авиатору - смелость, упорство и сильный, не по годам целеустремлённый характер.
    После школы у Николая, выпускника 1952 года, был шанс стать студентом Казанского зенитно-артиллерийского училища, Ленинградского института точного авиаприборостроения. Но желание летать было сильнее, да и не в характере Лобанова отступать на полпути. В Петроградском военкомате пошли навстречу настойчивому 17-летному бондюжцу и дали направление в первоначальную школу обучения лётчиков, располагавшуюся в Пензенской области.
    Первым самолётом, на котором Николай поднялся в небо, был учебно-тренировочный Як-18. Как лучшего курсанта его направляют в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Здесь сконцентрировалось все лучшее, что имела авиация России с первых лет своего существования, подготовлены тысячи лётчиков, которые в боевой обстановке отличались отвагой, отменной воинской выучкой. Наш земляк упорно изучает непростую теорию лётного дела, технику пилотирования, воздушную стрельбу и другие науки. Систематические тренировки, анализ полётов, жёсткий разбор ошибок, высокие требования преподавателей и инструкторов были продиктованы спецификой военной профессии.
    - Никакой романтики, как предполагают многие, в ней нет, - подчёркивает Николай Васильевич. - Эта профессия связана с постоянным риском, стрессом и колоссальным физическим напряжением. Никогда не забуду, как разбился экипаж - курсанты с инструктором, летавшие в первую смену. А нам предстояло лететь во вторую. Мы идём к самолёту, а на земле их тела лежат. Тогда инструктор Мартынов и сказал мне: "Запомни, с этим тебе придётся сталкиваться всю жизнь".
    В том, насколько рискованную профессию он выбрал, вскоре Николай убедился на собственном опыте. Во время учебного полёта загорелась аварийная лампочка, что означало отсутствие давления в гидросистеме. Выпустить шасси не удалось ни обычным, ни аварийным способом. По команде инструктора Лобанов сажает самолёт на одну точку - а это опасная задача даже для самого опытного лётчика. Чтобы выполнить её, понадобилась ювелирная точность, концентрация сил и нервов, самообладание и мужество. Именно под таким заголовком - "Мужество" в газете "Красное Знамя" вышла статья о Николае Лобанове и его сложной посадке. Впоследствии экстремальных ситуаций в жизни лётчика-истребителя будет немало. Он называет их просто - особыми случаями в полете, на самом же деле каждый из них мог оказаться последним.
    После училища лейтенанта, одного из лучших выпускников, направляют в Прикарпатский военный округ. В приграничном Мукачёве базировались полки первой линии, в составе которой служили первоклассные лётчики-истребители.
    - Мы всегда находились в состоянии боеготовности. Нам ставили конкретные цели - в любое время дня и ночи быть готовыми к воздушному бою с противником, которого должны обнаружить первыми и уничтожить с первой атаки, - отмечает ветеран авиации.
    Благодаря техническому прогрессу на смену поршневым самолётам пришли реактивные, а затем сверхзвуковые, способные развивать максимальную скорость в 2,5 тысячи километров в час на высотах 18-20 км. Это было поколение истребителей, требующее от пилотов качественно нового уровня лётного мастерства и соответствующей подготовки.
    Боевые задачи Н.Лобанов вместе с товарищами выполнял во время известных венгерских событий и во многих других операциях, в которых проявлялась и проверялась боеспособность советской авиации, уровень подготовки пилотов.
    В августе 1963 года он поднялся в небо на сверхзвуковом истребителе-перехватчике МИГ-21 ПФМ. На высоте 10000 метров отказал двигатель. После третьей попытки его запуска начался пожар, дым стал поступать в кабину. От руководителя полёта поступает приказ катапультироваться, но катапульта не срабатывает.
    - Сажусь на вынужденную посадку, - вспоминает лётчик, - в этой ситуации надо было во что бы то ни стало сохранить скорость планирования, подвести машину к земле так, чтобы касание многотонного самолёта было плавным, скользящим.
    Позже в полковом боевом листке будет написано: "Лётчик второго класса командир звена Лобанов, действуя грамотно и хладнокровно, проявив спокойствие и мужество, посадил машину без шасси на выбранную площадку, продемонстрировав высокое лётное мастерство. Так в сложной обстановке поступают советские офицеры - герои боевых будней. Поздравляем тебя, Николай, с заслуженной победой".
    В это время 28-летний лётчик-истребитель, получивший компрессионный перелом позвоночника, находился в госпитале. С такой травмой вероятной перспективой было списание с лётной работы.
    Николаю Васильевичу потребовались несколько месяцев, невероятные усилия над собой, чтобы подняться на ноги. В этом в немалой степени ему помог одесский костоправ, которого Лобанов до сих пор вспоминает с благодарностью. Теперь нужно было доказать, что после такой серьёзной травмы он может летать. Упорство лётчика вознаграждено - после многочисленных обследований и испытаний в московском центре подготовки космонавтов он получает допуск в транспортную авиацию - на все типы транспортных самолётов.
    Дальнейшим местом службы стали Черновцы. На самолётах Ил-14, Ан-30 его экипаж проводит аэрофотосъёмку территории всей страны - от северных рубежей до южных, включая границу с воюющим Афганистаном, где опыт и принципиальность Лобанова в очередной раз уберегли экипаж от трагедии.
    Более тридцати одного года службы за плечами нашего земляка, который считает себя счастливым человеком.
    - На моем пути было много замечательных людей - настоящих командиров, верных друзей, истинных профессионалов. Мне также посчастливилось встречаться со знаменитыми личностями - с трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным, я учился на одном курсе с будущим космонавтом Валерием Быковским, встречался с Георгием Гречко, Николаевым, Терешковой, многими другими.
    Особое место в его жизни занимает жена Вера Павловна, которую он называет надёжным тылом. Мудрая, добрая, скромная, терпеливая - о такой боевой подруге можно только мечтать. Николай Васильевич, без сомнений, до сих пор боевой офицер - по духу, по образу мыслей и по складу характера. Его мундир украшают медали «За безупречную службу» трёх степеней, «За боевые заслуги» и многие другие. Он глубоко чтит воинские традиции, память своего отца фронтовика, кавалера ордена Славы Василия Григорьевича, в совершенстве знает военную историю. Его фотоальбом, а он много лет увлекался фотографией, это не только семейная летопись, это история авиации, многие снимки, запечатлевшие события и людей, с которыми была связана судьба нашего героя, уникальные.
    Боеготовность Вооружённых сил, считает мой собеседник, зависит от личного состава, уровня его подготовки, знания техники и правил её эксплуатации. В этом залог успеха армии.
    День защитника Отечества дорог военному профессионалу не менее чем другой праздник - День Военно-воздушных сил России.
    - Я до сих пор летаю во сне, - говорит майор Лобанов.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    • 23 апреля 2018 - 09:02
      Батутный центр Самолет (Елабуга) https://vk.com/samolet_batut
    • 2 этап фоконкурса "Весна в моем городе"
      Проголосовало 254 человек
    • Фестиваль народного творчества (Химзавод)
    • Фестиваль народного творчества (ТОС)
    • Фестиваль Пасхи
    • Выставка Рената Мусина
    • Сельские спортивные игры «Авыл яшьлэре»
    • Фестиваль народного творчества (образование)
    • Районный этап V Республиканского фестиваля самодеятельных исполнителей среди ветеранов Татарстана «Балкыш» («Сияние»)
    • Выборы Президента РФ 2018
    • Лауреаты всех лет фестиваля «Созвездие – Йолдызлык» выступили в Менделеевске
    • Открытие Центра вечной молодости
    Ночной режим