Какие изменения ожидают школьников в новом учебном году
Школы Татарстана в новом учебном году ждет ряд изменений.
Какие именно новшества появятся в образовательных организациях, к чему готовиться школьникам и учителям – в материале ИА «Татар-информ».
Новые обязательные предметы
С нового учебного года в школах Татарстана изучение предметов «Родной язык» и «Родная литература» станет обязательным.
Уроки по управлению дронами и использованию VR-шлемов
Учащиеся сельских школ будут изучать предметы «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом учебном оборудовании. Речь идет об обновлении материально-технической базы по этим предметам в 97 школах, расположенных в сельской местности и малых городах Татарстана, по региональному проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование». В этих школах будут созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
«В 2020 – 2022 годах будет обновлена материально-техническая база еще в 203 школах, расположенных в сельской местности и малых городах. То есть 300 школ сельских населенных пунктов получат дополнительное оборудование на классы информатики, ОБЖ и технологии», – сообщил министр образования и науки РТ.
В текущем году на эти цели направят 155 млн рублей, в том числе 125,5 млн рублей из федерального бюджета и 29,5 млн – из республиканского. Поставить оборудование планируется до 20 сентября.
Учителя технологии Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» прошли специальное обучение в набережночелнинском детском технопарке «Кванториум». Во время образовательной сессии педагоги изучили основы программирования, разработки виртуальной и дополненной реальности, научились работать с 3D-оборудованием, освоили технику управления квадрокоптерами, VR-шлемами, мощными вычислительными станциями.
«Приобретенные знания и компетенции уже в этом учебном году будут применяться учителями технологии Центров “Точка роста” в ежедневной практике, что, в свою очередь, позволит подготовить школьников к работе в сфере высоких технологий, популяризировать инженерное образование и в целом повысить мотивацию к обучению», – отметили в Минобрнауки РТ.
После учебных занятий дети смогут получить дополнительное образование, записавшись в кружок цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, научиться играть в шахматы или создавать свой собственный медиапродукт.
Внедрение цифровой образовательной среды
В Татарстане реализуется региональный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». В этом году 32 образовательные организации республики получат по нацпроекту вычислительную технику, программное обеспечение и презентационное оборудование. Это, в частности, 15 школ и 17 профессиональных образовательных организаций.
По словам Рафиса Бурганова, в текущем году на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в этих организациях будет направлено 57 млн рублей, в том числе 46,2 млн рублей из федерального бюджета и 10,8 млн – из республиканского.
В проекте «Цифровая образовательная среда» в 2020 году будут участвовать 78 организаций Татарстана из числа школ и учреждений среднего профессионального образования.
Проект призван расширить возможности организационных форм и методов обучения с помощью цифровых сервисов и ресурсов. Его цель – создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование у обучающихся устойчивой потребности к саморазвитию и самообразованию», – заявил Рафис Бурганов на пленарном заседании республиканского августовского совещания работников образования и науки, которое прошло 15 августа.
Он также добавил, что реализация проекта позволит максимально эффективно использовать ресурсы еще одного масштабного проекта – Российской электронной школы, в которой заключен значительный объем онлайн-материалов для учащихся и учителей. «В 2020 году планируется актуализация модуля “Цифровые образовательные технологии” и запуск нового модуля “Обеспечение информационной безопасности детей в медиапространстве”», – заметил министр.
Введение «культурного норматива» для школьников
Татарстан вошел в число девяти пилотных регионов страны, в которых с нового учебного года начнется реализация проекта «Культурный норматив школьника». По словам Рафиса Бурганова, проект направлен на духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России.
По мнению министра образования и науки, подобный проект должен реализовываться во всех школах.
Министерство культуры РТ и Центр культурных стратегий и проектного управления формируют перечень рекомендуемых мероприятий для школьников. В соответствии с новой программой, школьники смогут дополнительно знакомиться с художественными шедеврами, произведениями литературы, музыки и театральными постановками.
Реализация нового проекта «Волейбол в школу!»
В Татарстане начнется реализация нового проекта «Волейбол в школу!», сообщил глава Минобрнауки РТ на пленарном заседании республиканского августовского совещания работников образования и науки.
В республике создана современная инфраструктура для занятий физкультурой и спортом, заметил Рафис Бурганов. «С уверенностью можно сказать, что в Татарстане школьный спорт действительно стал массовым, – добавил он. – Министерством сделан акцент на развитие игровых видов спорта в школах. С этого учебного года по инициативе Федерации волейбола Татарстана начнется реализация нового проекта “Волейбол в школу!”».
По словам Рафиса Бурганова, в республике свыше 300 тыс. школьников являются активными участниками республиканских этапов всероссийских соревнований, более 83 тыс. учащихся – обладатели знаков ГТО.
По проекту «Успех каждого ребенка» в сельских общеобразовательных организациях создаются условия для занятий физкультурой и спортом. В частности, производится ремонт спортивных залов сельских школ в Бугульминском, Буинском, Высокогорском, Заинском, Кайбицком, Нурлатском районах. Общая сумма работ составляет 8,8 млн рублей.
Ограничение использования мобильников
Минпросвещения РФ, Рособрнадзор, Роспотребнадзор и Российская академия образования разработали методические рекомендации по ограничению использования мобильных телефонов в школах. Документы направлены во все регионы страны.
В документе уточняется, что эта ограничительная мера направлена на профилактику возможного вреда здоровью школьников и на повышение эффективности образовательного процесса.
Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта и по результатам опроса. Так, в ходе опроса 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков.
Анализ международного опыта показал, что использование мобильников длительное время, в том числе во время пребывания в школе, может привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.
Исключения по использованию средств связи могут сделать для детей, которым мобильники нужны по состоянию здоровья, например, для мониторинга сахара крови при диабете.
Школам рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время образовательного процесса, а также согласовать способы коммуникации родителей с учениками при необходимости.
Новая модель аттестации учителей
Новую модель аттестации учителей будут применять в России. Ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева заявляла, что новую аттестацию планируется ввести только к 2020 году по итогам широкого общественного обсуждения. Хотя ее тестирование начали в регионах страны еще в 2017 году.
По мнению Васильевой, измененный подход должен мотивировать учителей на профессиональный рост и облегчить процесс прохождения аттестации, поскольку не нужно будет собирать портфолио и многие другие документы.
Новшества в ЕГЭ
Глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева не раз заявляла, что ЕГЭ по истории может стать обязательным. В прошлом году она заверила, что история станет обязательным ЕГЭ, но пока не решено, когда это произойдет. По словам министра, это не должно совпадать с введением обязательного экзамена по иностранному языку в 2022 году.
По информации Рособрнадзора, в новом учебном году не планируется менять структуру и содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по всем предметам, за исключением физики и китайского языка. Изменения в КИМах незначительны: проведено ежегодное совершенствование формулировок некоторых заданий и критериев оценивания развернутых ответов на основе анализа результатов ЕГЭ-2019.
Больше всего изменений произошло в материалах по китайскому языку, экзамен по которому был проведен в этом году впервые. Так, в письменной части работы уменьшено до девяти число заданий в разделе «Аудирование», изменены форматы некоторых заданий, введены два диалогических текста. В разделе «Чтение» количество заданий сократилось до пяти, введены задания на установление соответствия позиций, а также на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня. В разделе «Письмо» появилось задание на написание личного письма в ответ на письмо-стимул, которое оценивается в восемь баллов максимум.
Кроме того, уточнены критерии оценивания некоторых заданий по русскому языку, географии, истории и обществознанию.
С проектами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ-2020 можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений. Замечания и предложения по ним будут приниматься до 1 октября.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»
Нет комментариев