Исторические памятники Менделеевского района. Церковь Космы и Дамиана в селе Куракове
Менделеевский район богат историческими событиями, достопримечательными местами, архитектурными и культурными памятниками. Несмотря на многовековой возраст, они дошли до нас и являются свидетелями тех далеких времен. Цель: показать роль малых исчезающих деревень в истории края, зафиксировать памятники культур, дошедшие к нам из глубины веков. Задачи: • сохранение духовных и материальных ценностей...
Менделеевский район богат историческими событиями, достопримечательными местами, архитектурными и культурными памятниками. Несмотря на многовековой возраст, они дошли до нас и являются свидетелями тех далеких времен.
Цель: показать роль малых исчезающих деревень в истории края, зафиксировать памятники культур, дошедшие к нам из глубины веков.
Задачи:
• сохранение духовных и материальных ценностей и добрососедских отношений нашей малой родины,
• сформировать толерантное отношение к христианской религии,
• сохранить и передать будущим поколениям историческое наследие предков.
Мы, члены школьного этнографического краеведческого кружка «Каен Түбә», любим ходить в походы. Увидеть своими глазами исторические памятники и достопримечательные места малой родины - это незабываемое путешествие. Наш очередной поход был в деревню Кураково (тат. Күрәк). Эта деревня манит таинственностью, значимостью в истории края и малоизученностью. Ведь отсюда проходили некогда войска Пугачева и преследовавшая его армия Михельсона, Сибирскии тракт и кандальники...
Особенно привлекло наше внимание большое кирпичное здание церкви. Найти информацию у себя в Камаево о ней мы не смогли, и поэтому на сайте Богоявленской церкви Менделеевска нашли труд диакона Алексия Комиссарова, откуда почерпнули интересную информацию.
В свое время ученики Камаевской школы каждый день ходили в школу села Куракова, чтобы обучаться русской грамоте. И мы решились повторить их тяжелый путь и своими глазами увидеть достопримечательные памятники культуры села Куракова и красоту зимней природы.
По правую сторону трассы Елабуга - Ижевск, в 10 км от села Тихие Горы и районного центра - Менделеевска, в трех км от Камаева расположено старинное русское село Кураково. Невооруженным глазом видно из Камаева полуразрушенную церковь. Некогда центр нашего края, сейчас она вдали от бурлящей жизни и потихоньку уходит в историю…
До административной реформы 1922 года село Кураково находилось в Елабужском уезде Вятской губернии и до 1925 года являлось волостным центром. В Камаеве сохранились документальные свидетельства о том, что волостной судья принимал жалобы и иные документы от населения. Адрес по сохранившимся архивным документам Камаева до начала 20-х годов 20 века был таким: «Вятская губерния, Елабужский уезд, Кураковская волость, село Камаево». Вначале XIX века жители Куракова, как и крестьяне многих других казенных деревень в округе, были приписаны к Ижевскому оружейному заводу, а это означало, что вместо подушной подати они должны были отрабатывать на заводе до шестидесяти дней в году. Основным занятием жителей села являлось сельское хозяйство. Точной даты основания села Кураково не известно, но известно, что церковь существовала в селе давно. Некогда существовавшая в селе деревянная церковь сгорела, и прихожане решили построить у себя новый каменный храм. Большой вклад в строительство внес священник Василий Сперанский. Как известно, этот храм был освящен в честь святых Космы и Дамиана.
Кураковская церковь, по данным сайта, это «Кирпичная церковь в формах позднего классицизма, сооруженная в 1812-1819 гг. и расширенная в 1841 году. Крестообразный в плане, однокупольный храм с колокольней". В связи с расширением, видимо, и добавился в храме еще один придел, освященный во имя Трех Святителей. В настоящее время храм находится на территории Закамского благочиния Казанской епархии. Строительство каменного храма в селе Кураково было завершено в 1819 году. В итоге получился трехпрестольный храм с центральным холодным приделом, освященным в честь Св.бессребреников Космы и Дамиана, и двумя приделами в теплом храме: правом - в честь Владимирской иконы Божьей Матери и левом - в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По штату при церкви было положено: священник, диакон, псаломщик и просвирница. Нужно отметить, что не полностью церковь была построена из красного кирпича. Детали декора церкви, как и ворота, были сделаны из известняка, скорее всего, добытого тут же. Вблизи от Куракова располагаются известняковые карьеры «Таш базы», ныне ООО «Агрохимсервис +», и карьер ООО «Агрохимсервис», рук. Ахметов Н.Н.
В приход церкви села Куракова в разное время входили следующие окрестные населенные пункты (большинство которых уже не существуют): д. Асаново, д. Верхнее Асаново, д.Байтеряково, д. Юмья, д. Еликбаево, д. Монашево, д. Новогорская, д.Бондюга, д. Старая Бондюга, д. Грузлевка, д. Вотское Гондырево, д. Юрьевка, д. Быковка, д. Русский Тыловай, д. Крещеный Тыловай, д. Верхний Кокшан, д. Нижний Кокшан, д. Бобья, д. Малая Качка, д. Маркваш, д. Ерыкса, д. Старая Качка, д. Новая Качка, д. Новая Бондюга, д. Старое Макарово, починок Покровский, починок Никольский, починок Рождественский, починок Сарсак. Постепенно в некоторых вышеперечисленных деревнях появлялись свои храмы, и эти населенные пункты становились центрами самостоятельных приходов.
За почти столетнюю историю в храме успело послужить множество священнослужителей. Среди них, по данным отца Алексия Комиссарова, дьякона Богоявленской церкви Менделеевска, Василии Сперанский, Александр Васильевич Сперанский, Симион Александрович Сперанский (он также с 1867-1872 гг. законоучитель в Кураковском земском училище), Николай Зотов, Илья Красноперов, Василии Домрачев, Алексей Григорьев, Дмитрии Макматов, Михаил Кукушкин, Филипп Букетов, Алексей Орлов, Иоанн Новоструев, Матфей Быстров. Последним священнослужителем, по данным отца Алексия Комиссарова, был иеромонах Феодосий (Чигвинцев).
Кроме священников в церковной ограде храма села Куракова были похоронены и церковные благодетели, которые, по всей видимости, не оставляли без своей помощи сельский приход. Так, в церковной ограде описаны пять чугунных памятников и две плиты на могилах жившего в Куракове купца Адрияна Григорьевича Тарасова. На одной плите была надпись: «На сем месте погребено тело г. Елабуги купеческого сына Николая Григорьевича Тарасова, скончавшегося 1847 г. дек. 31 дня на 20 году от рождения». На другом памятнике написано: «На сем месте покоится тело елабужского купца Александра Михайловича Тарасова, скончавшегося 1840 года 21 декабря на 62 году от рождения». Далее описаны еще несколько женских захоронений семейства купцов Тарасовых. Также в церковной ограде похоронены земский начальник, действительный статский советник Владимир Иванович Новицкий, который умер 24 июня 1899 года.
В 1895 году при Космодамианской церкви с. Кураково Елабужского уезда было открыто приходское попечительство.
Захлестнувшие Россию в начале XX века либеральные настроения быстро привели страну к всеобщему кризису и кровавому перевороту. Начались массовые гонения, в том числе и на главного врага новой власти - религию.
В 20-ые годы проходило реформирование церковных организаций. Храмы передавались на баланс общины. В 30-ые годы по стране прошла организованная властью компания по «добровольному» закрытию храмов. Через десять лет, в 1940 году исполком Елабужского совета сообщал, что в районе нет действующих молитвенных зданий и не найти ни одного священнослужителя. Фактически это было так. Закрыв церкви, власти не могли лишить людей веры, которая давала многим силы. Но церковь Космы и Дамиана так больше не открылась. В советское время здание церкви использовалось для нужд колхоза и как склад. Несмотря на это церковь все еще стоит, и на глазах уже не одного поколения медленно разрушается.
Населенные пункты Кураково и Камаево за многие столетия проживания в трех км друг от друга, несмотря на различие в вере, этносе, всегда жили в добрососедстве. По крайней мере, не сохранилось в памяти камаевцев негативного отношения. Есть в Камаеве и улица, среди местного населения именуемая «Күрәк урамы» - «Кураковская улица». Это удивительно, что вблизи христианского центра не было никаких проявлений посягательств или гонений на веру татар. Это говорит о толерантном отношении религиозных деятелей и глав волостной власти к соседним нерусским поселениям. Будь иначе, то не было бы татарских деревень Тойма, Камаево, Тат. Кокшан в непосредственной близости от села Куракова. Сейчас Кураково относится к Енабердинскому сельскому Совету, там проживает не более 40 человек (47 дворов). Некогда волостной духовный христианский центр нашего края сейчас, увы, на грани исчезновения. Надеемся, что когда-нибудь (и в недалеком будущем) церковь Космы и Дамиана будет восстановлена и вновь станет помогать людям найти Бога и мира для души.
Мы, потомки, должны не только помнить, но и сохранить ту историческую память в лице безмолвных архитектурных памятников Менделеевского района.
Музейный вестник
Миннахметов А.Б.,
учитель истории
МБОУ«Камаевская ООШ»
Менделеевского района РТ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»
Нет комментариев