Лидия Кашапова: «Моя миссия — развивать ум ребёнка, а не просто учить быстро считать»
В рамках проекта «Мамы Менделеевска в деле» редакция «Менделеевские новости берет интервью у самых активных энергичных женщин города, показывая их успехи, достижения, труд и любовь к материнству.
Гостьей нашей рубрики стала педагог «Менделеевской Долины» - Кашапова Лидия Раисовна.
1. Лидия Раисовна, для начала расскажите, как ментальная арифметика вошла в вашу жизнь? Что Вас в ней привлекло как педагога?
- В свое время, когда Ментальная арифметика стала популярной в России, меня как педагога очень заинтересовала эта новейшая методика. В то время я занималась ранним развитием детей, обучением грамоте. Заинтересовалась, что из себя представляет Ментальная Арифметика, как говорится "с чем ее едят", как она будет влиять на развитие детей и хотела своих детей обучить по этой методике. Но в нашем городе Менделеевск не было педагогов и ментальная арифметика нигде не преподавалась. Поэтому пришла мысль обучиться самой. Желание помочь своему старшему сыну обрести уверенность и мотивировать к обучению повлияло на желание нести этот инструмент и другим детям. Прошла курсы в Казани. Для получения передового опыта по преподаванию МА ездили на мастер-классы в Москву, посещали там занятия, учились интересным методикам и способам преподавания. В итоге все 4-ро моих детей обучились у меня! Ментальная арифметика оказалось старинной методикой в своей инструментальной основе. Но та форма, в которой она существует сегодня, — это современный, научно обоснованный и высокоэффективный метод развития мозга, который использует древний инструмент (абакус) для решения актуальных задач XXI века: развития концентрации, памяти, скорости мышления и творческих способностей у детей. Это блестящий пример того, как многовековая мудрость находит свое подтверждение и применение в современной науке. Так ментальная арифметика вошла в мою жизнь сначала как заинтересованная мама, а потом и как педагог, увидевший в ней огромный потенциал.
2. В чем, на Ваш взгляд, главная «суперсила» ментальной арифметики? Это развитие скорости счета, нечто большее?
- Отличный вопрос! Заблуждение думать, что главная суперсила ментальной арифметики - это быстрый счет. Это всего лишь внешний, самый заметный результат. В ментальной арифметике хотя мы и работаем с цифрами и со счетом, но это только метод развития, не самоцель, а следствие, приятный бонус. Ментальная арифметика привлекает комплексным развитием интеллекта и творческих способностей: она улучшает память, внимание, скорость мышления и концентрацию, а также развивает логику и образное мышление за счет работы обоих полушарий мозга. Дополнительно она повышает уверенность в себе у детей, делает процесс обучения в школе более интересным и увлекательным за счет развития нейропластичности.
3. С какими основными мифами или стереотипами о ментальной арифметике Вы сталкиваетесь чаще всего? И как Вы их развеиваете?
- Приходиться сталкиваться с мифами, и это нормально, с пониманием отношусь к беспокойствам родителей.Миф 1: «Главная цель — научить ребенка молниеносно считать в уме».Это самый распространенный стереотип.Объясняю родителям : «Представьте, что вы отправляете ребенка в спортивную секцию. Вы же хотите не просто научить его забивать голы, а укрепить его мышцы, выносливость и координацию. Так и здесь. Быстрый счет — это "забитый гол". А наша настоящая цель — "прокачать" мозг". Я подчеркиваю, что счет — это инструмент, а не конечный продукт.
Миф 2: «Это только для детей с математическими способностями».Многие родители думают, что если ребенок не силен в математике, то ментальная арифметика не для него.«Мы не учим математику в привычном смысле. Неважно, любит ли ребенок математику — ему в любом случае нужны сильные внимание, память и умение думать. Эта методика как раз и дает этот "фундамент" для любых предметов». Она не сделает из ребенка гения без усилий, но даст ему мощный интеллектуальный инструмент. Он будет легче и быстрее усваивать новую информацию, будь то языки, история или физика.
Миф 3: «Эти навыки не пригодятся в эпоху калькуляторов в каждом смартфоне»Очень логичный, на первый взгляд, вопрос. «Зачем люди ходят в спортзал, если есть лифты и автомобили? Чтобы быть здоровыми и энергичными. Так и здесь. Мы развиваем ментальную "выносливость" и "силу", которые помогают не только в счете, но и в быстром принятии решений, анализе информации и учебе. Калькулятор сложит числа, но не поможет сосредоточиться на уроке или запомнить стихотворение».
Но самый распространенный вопрос родителей: "Ребенок будет путаться в школьной математике".
Родители боятся, что нестандартная методика вычислений помешает усвоению школьной программы.Объясняем: «Ментальная арифметика не заменяет школьную математику, она развивает иной пласт мышления. Мы не отменяем традиционные алгоритмы сложения в столбик. Мы развиваем гибкость ума. Напротив, понимание состава числа и быстрый устный счет часто поднимает успеваемость по математике.
Моя задача как специалиста — сместить фокус родителей с внешнего эффекта (быстрый счет) на внутреннюю, фундаментальную пользу — комплексное развитие мозга их ребенка. Лучший способ развеять миф — это показать настоящую ценность методики, основанную на понимании работы мозга.
4. Как проходят Ваши занятия? Вы делаете акцент на игровые методики, строгую дисциплину или находите уникальный баланс?
- Наш подход — это уникальный баланс, где дисциплина ума достигается через игровую вовлеченность. Мы не выбираем между «весело» и «результативно». Мы делаем так, чтобы результат достигался через интерес.Двигатель прогресса: игровые методики и вовлеченность. Это то, что превращает рутину в удовольствие и мотивирует на дальнейшие постижение знаний.Геймификация всего процесса: Мы не «решаем примеры», мы «отправляемся в космическое путешествие», где каждая решенная задача — это пройденный уровень на пути к новой планете. Дети зарабатывают баллы, звезды, звания.Также используем интерактивные платформы и приложения, где дети видят свой прогресс в реальном времени, соревнуются с самими собой или одногруппниками в формате увлекательной игры.Сердце подхода: Уникальный баланс и индивидуальная траектория.
Наши занятия — это не строгая школа и не бесцельная игротека.Это динамичный, живой процесс, где мы целенаправленно развиваем сложные когнитивные навыки через методы, которые близки и понятны ребенку. Мы воспитываем дисциплину мысли, используя язык игры. В результате дети не ждут, когда же закончится урок, а с горящими глазами проходят все уровни этой увлекательной «интеллектуальной игры» и выходят с занятия уставшими, но с чувством настоящего достижения.
5.Работа в «Менделеевской Долине» — уникальная среда. Влияет ли это инновационное окружение на Ваш подход к преподаванию? Может быть, Вы привносите в занятия что-то от духа науки и экспериментов?
- С открытием ЦДЮК «Менделеевской Долины» перед нами, педагогами, открылись большие возможности: и современные технологии, и оборудование, которое позволяет в нашем же центре создавать материалы для занятий, например, на 3D принтере сделать героя попугая абакусенка или кубки для награждения детей, которые достигли определенных успехов. Но, самое главное, люди, которые там работают. Творческие, креативные, готовые бросить вызов любым проектам. Благодаря моим коллегам, которые готовы поделиться действенными методиками, успешными кейсами, становишься опытнее и компетентнее. Используя эти знания ты превращаешь свои занятия по ментальной арифметике в лабораторию по развитию мышления. Дети приходят не для того, чтобы «получить знания», а для того, чтобы вместе со мной ставить удивительные эксперименты над собственным интеллектом. И я искренне верю, что такой подход — через любопытство, исследование и принятие ошибок — воспитывает не просто счетоводов, а будущих ученых, инженеров и творцов, независимо от их профессионального пути.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»
Нет комментариев